English Йога Комментарии Андрея Сафронова Аспекты йоги Клуб путешественников Фотогалерея Библиотека Контакты Форум Блоги

  Библиотека
Искать: 
В Нашей библиотеке представлены материалы по йоге,
а также вспомогательные материалы к другим разделам сайта.
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующую Вас информацию.

Малицкая Божена "Хатха-йога, как эффективное средство влияния на состояние здоровья СМГ"

Хатха-йога, как эффективное средство влияния на состояние здоровья СМГ

Преподаватель кафедры
физического воспитания и здоровья
Малицкая Божена Ивановна

Тема: Элементы хатха-йоги, как эффективное средство влияния на состояние здоровья студентов специальных медицинских групп.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы здоровья студенческой молодежи, а также современные методы его поддержания и коррекции. Введение элементов хатха-йоги, как эффективного средства влияния на состояния здоровья студентов специальных медицинских групп. Рассмотрены механизмы воздействия упражнений хатха-йоги на организм в целом, а также техника, методика и особенности их выполнения.

В настоящее время государство уделяет большое внимание физическому воспитанию молодежи. На основе Закона Украины «О физической культуре и спорта» действует национальная программа «Физическое воспитание - здоровье нации», которая определила необходимость изменения в подходах общества к обеспечению здоровья человека, как наивысшей гуманистической ценности и приоритетного направления государственной политики (от 1 сентября 1998года №963/98).

Проблема физической культуры и развития студентов специальных медицинских групп (СМГ), несет в себе не только общегосударственное политическое, но и научное значение. Необходимость поиска новых методов коррекционной оздоровительной работы продиктована, также, количеством студентов первокурсников, направляющихся в СМГ по состоянию здоровья. По данным медицинского осмотра, количество таких студентов составляет более 30%.

По результатам тестирований, проводившихся на кафедре физического воспитания и здоровья, НПУ им.М.П.Драгоманова, в начале учебного года наблюдается снижение подвижной активности студентов. Это является одним из первых факторов заболевания опорно-двигательной системы, что ведет за собой нарушение функций всего организма в целом. Эти данные подтверждаются показаниями, взятыми из «Дневников здоровья», в которые включены «Гарвардский степ-тест», «ФОК» и таблицы с антропометрическими данными («Дневник здоровья»/ - проф.О.Д.Дубогай, Киев - 1999г.).

В настоящий момент на кафедре физического воспитания и здоровья используются различные методы оздоровительной и коррекционной работы с СМГ. Наиболее эффективными из них являются: легкая атлетика, подвижные игры, аэробика и плавание, как системы прямого соматического воздействия и активизации опорно-двигательного аппарата, что приводит к улучшению состояния здоровья студентов. Однако, принятое определение ВОЗ в 1948 году о понятии «здоровье» звучит следующим образом, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и недомоганий», что создает необходимость учитывать не только физиологические, но и психологические изменения в процессе коррекционной оздоровительной работы с СМГ.

Одним из предлагаемых методов оздоровления студентов СМГ, где сочетаются упражнения на актуализацию, дифференциацию, коррекцию и управление соматическими и психическими структурами человека, является внедрение элементов хатха-йоги.

Взаимосвязь между организмом и психикой человека известна давно. В глубокую древность уходят своими корнями также и попытки диагностировать особенности характера человека по тем или иным внешним признакам, такие как физиогномика, хирология, френология. Однако в современной психологии данная проблема была поднята совсем недавно. Только в середине ХХ века В. Райх, У.Джеймс, А.Лоуэн, Д. Эберт и другие ученные выявили, что психика человека проецируется на его физическое тело в виде конституционных особенностей, мышечных зажимов и суставно-мышечных контрактур (ограничение подвижности в суставах и уменьшение активизации механизма сокращения мышечных волокон) отражаясь на его физическом развитии. Верно также и обратное: воздействуя на физическое тело определенным образом можно изменить психологическое и физиологическое состояние человека. Также, в работах последователей школ экспериментальной психологии В.Вундта, А.Бине, И.Павлова, И.Сеченова и др. было показано наличие связи между отдельными психическими процессами, прежде всего, чувственно-эмоциональными и соматическими процессами. Результаты данных исследований легли в основу определения термина «здоровье» данное ВОЗ в 1948 году.

Исходя из выше изложенного, целью данной работы является изучение и теоретическое обоснование использования элементов хатха-йоги в учебном процессе студенческой молодежи, как эффективного средства физической культуры.

Более подробно остановимся на физиологических механизмах влияния элементов Хатха-йоги. В работах Д.Эберта, В.Райха, А.Сафронова, Р.Минвалеева и других ученых выявлено позитивное влияние элементов хатха-йоги на основные физиологические системы: нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую, мочеполовую, эндокринную, пищеварительную и на систему опорно-двигательного аппарата.

Исследования физиологических аспектов хатха-йоги Д.Эбертом (1986) показали, что одним из механизмов влияния на деятельность физиологических систем организма является изменение гидростатического давления в различных его полостях при выполнении упражнений хатха-йоги.

Кроме гуморального механизма в работах Г.Захарьина и Г.Геда (1883) также был выделен и рефлекторный механизм, суть которого заключается в компенсаторном усилении кровообращения после растяжения или сжатия зон физического тела, а также кожно-висцеральных и моторно-висцеральных рефлексах, позволяющих напрямую влиять на функции различных органов. Их существование основано на том, что чувствительные нервы внутренних органов, участков кожи (зоны Захарьина-Геда) и мышц пересекаются на уровне сегментов спинного мозга. Как следствие, напряжение определенных мышц и стимуляция определенных участков кожи воздействует на внутренние органы (А.Сафронов, 2005).

Кроме этого можно выделить также: стрессовый (Л.Гаркави), психосоматический (В.Райх, У.Джеймс, А.Лоуэн), гормональный (Р.Минвалеев) и энергетический (Д.Эберт, А.Сафронов) механизмы влияния элементов хатха-йоги на организм человека.

Также, необходимо подчеркнуть механизм механического влияния элементов хатха-йоги на организм человека за счет специфических деформаций формы тела. Благодаря чему оказывается механическое воздействие не только на мышечную систему, но и на внутренние органы, а также на различные участки вегетативной нервной системы, которая принимает участие в регуляции деятельности всех внутренних органов и желез, а также обмена веществ.

На основе выше приведенных исследований становятся очевидными результаты занятий хатха-йогой. Благодаря которым достигается общая рекреация организма, регулируется вес, нормализируется психоэмоциональное состояние, сон, повышается работоспособность, активизируются иммунные функции организма, улучшается иннервация и кровоснабжение внутренних органов, развивается физиологическая адаптационная реакция организма, гибкость и подвижность опорно-двигательного аппарата, происходит тренировка внутренней мускулатуры и коррекция позвоночника.

Социальное значение практики Хатха-йоги основано на активизация энергетического потенциала человека, профилактике психологического стресса и воспитании здоровой гармоничной личности.

Переходя к рассмотрению практики Хатха-йоги необходимо выделить ее наиболее характерные элементы, такие как: «асаны» - физические упражнения и «пранаямы» - дыхательные упражнения.

Освоение техник Хатха-йоги начинается с освоения пранаям. Механизм воздействия пранаям на организм основан на следующих принципах:

1. Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме (А.Сафронова, Л.Гаркави, С.Павленко);
2. Задействование в процессе дыхания различных групп мышц (В.Райх, А.Лоуэн, У.Джеймс);
3. Рефлекторное воздействие на мозг посредством активизации обонятельных и других рецепторов (П.Анохин, П.Симонов, Н.Макарчук, А.Калуев);
4. Гидравлический массаж мозга и внутренних органов (Д.Эберт, Р.Минвалеев);
5. Рефлекторное воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему (А.Сафронов, А.Вейн).
Основным дыхательным упражнением является полное дыхание йогов (ПДЙ). Основываясь на результатах проведенных физиологических исследований (Д.Эберт) ПЙД не имеет противопоказаний и может быть использовано на занятиях как со студентами СМГ, так и со здоровыми людьми.

Техника выполнения ПДЙ состоит из трех фаз: брюшное, грудное и ключичное дыхание. Более подробно рассмотрим каждое из них.

Брюшное дыхание. На вдохе диафрагма опускается вниз одновременно с растяжением и выпячиванием продольной мускулатурой живота за счет давления воздуха на диафрагму. С выдохом продольная мускулатура живота сокращается и диафрагма подтягивается вверх. Вдох равен выдоху. Темп медленный. Растяжение мускулатуры максимальное. Ребра и ключицы неподвижны.

Брюшное дыхание приводит к понижению артериального давления, поэтому людям с низким давлением следует быть осторожнее при его выполнении. Гипертоникам, напротив, можно его использовать в терапевтических целях (А. Сафронов).

Грудное дыхание. На вдохе расширяем и максимально растягиваем нижние ребра. При этом средняя часть легких наполняется воздухом за счет расширения грудной клетки в стороны в межреберном отделе. С выдохом межреберная мускулатура сокращается. Вдох равен выдоху. Темп медленный. Растяжение мускулатуры максимальное. Живот и ключицы неподвижны.

При выполнении этого упражнения необходимо, чтобы средний отдел грудной клетки расширялась равномерно во все стороны.

В отличие от брюшного, грудное дыхание повышает корпоральное давление.

Ключичное дыхание. Выполняется верхней частью грудной клетки, за счет ее расширения и вытягивания вверх на вдохе. На выдохе верхняя часть грудной клетки опускается в исходное положение. Темп медленный. Растяжение мускулатуры максимальное. Живот и ребра неподвижны.

Приведенные выше упражнения делаются в положении сидя или лежа с ровным позвоночником. Фазы считаются освоенными, если человек может не менять ритм дыхания в течение пяти минут. Только тогда можно приступать к выполнению ПЙД.

ПДЙ представляет собой комбинацию из приведенных выше типов дыхания.

Техника выполнения ПЙД состоит в следующем.

Вдох производится животом, потом грудной клеткой, затем ключицами. Выдох выполняется в этой же последовательности: сначала из живота, потом грудной клеткой, потом опускаются ключицы.

Допускаемые ошибки при выполнении ПДЙ:

1. При расширении грудного отдела человек сокращает брюшную мускулатуру, перекачивая воздух из живота в грудь.
2. Дыхание «позвоночником», сгибая его на выдохе и разгибая его на вдохе.
3. При сокращении брюшного отдела на выдохе происходит опускание ключичной зоны.
4. Сбой темпа-ритма дыхания.
5. Перенапряжение мышц в конечных пунктах вдоха и выдоха.
Теперь более подробно рассмотрим механизмы воздействия асан.

Основным механизмом воздействия асан на внутренние органы, является их стимуляция за счет специфичных деформаций опорно-двигательного аппарата. Однако существуют и другие механизмы описанные выше. Рассматривая гуморальный механизм необходимо отметить, что все асаны связаны с определенным изменением внутриполостных давлений. Поэтому скорость входа в асаны и выхода из них должна быть такой, чтобы внутриполостные давления (это совокупность давлений различных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной, пищеварительной и т.д.) успевали стабилизироваться, т.е. входить и выходить из асаны надо достаточно медленно, а пребывать в ней достаточно долго (А.Сафронов).

Асаны развивают гибкость тела, улучшают подвижность суставов, при этом особое внимание обращается на поддержание здоровья, гибкости и силы позвоночника. Упражнения, также стимулируют эндокринные железы и осуществляют массаж внутренних органов.

Например, «Матсиасана» или поза «Рыбы» усиливает кровоток в области щитовидной железы, что стимулирует ее работу и с помощью выделенных гормонов действует на организм в целом (Р.Минвалеев).

Техника выполнения «Матсиасаны» состоит в следующем:

И.П. Сидя со скрещенными ногами или сидя на пятках, колени вместе. На локтях опускаемся головой назад так, чтобы были растянуты мышцы брюшного и грудного отдела, ставим макушку на пол, равномерно прогнув позвоночник вверх, натяжение по передней поверхности туловища. Вес тела равномерно распределяем вдоль всего позвоночника. Дыхание глубокое ритмичное. Выход из позы осуществляется в обратном порядке.

Асана выполняется после перевернутых поз для нормализации давления.

Особенно важным в процессе выполнения этого упражнения является расслабление задних мышц шеи. Именно в этом случае асана способствует оттоку венозной крови от головы. Правильное выполнение данного упражнения ведет за собой нарастающую дрожь во всем теле и жар по всему организму.

А общепринятая поза, «Сарвангасана» или поза «Березки» усиливает кровоток через позвоночную артерию в затылочную область, что стимулирует функционирование всех центров висцеральной регуляции стволовых структур головного мозга, улучшает работу всех органов и функциональных систем организма. Согласно исследований Р.Минвалеева эта поза улучшает показатели работы левого желудочка сердечной мышцы. Эта асана заменяет аэробные нагрузки, а значит, укрепляет сердце.

Техника выполнения «Сарвангасаны» состоит в следующем:

И.П. Лежа на спине. Медленно поднимаем ноги вверх вытягивая позвоночник. Вес тела на плечах руками поддерживаем поясничный отдел позвоночника. Медленное ритмичное дыхание. Упражнение выполняется 1-2 минуты. Выход начинается с медленного опускания коленей на лоб, затем позвоночник плавно выкладывается на пол, каждый позвонок должен идти за позвонком.

При наличии проблем с позвоночником или шейным отделом, можно держать туловище под углом 45-60 градусов к земле, поддерживая его руками.

Упражнение «Триконасана» или поза «Треугольника» применяется для коррекции поясничного, грудного и шейного отдела позвоночника.

Техника выполнения данного упражнения состоит в следующем:

И.П. Стоя, ноги шире плеч, стопы параллельно. С вдохом руки поднимаются в стороны до уровня груди, с выдохом начинать скручивание позвоночника снизу вверх одновременно осуществляя наклон вперед с помощью тазобедренных суставов. Спина при этом должна оставаться прямой, правая рука и голова смотрит вверх, скручивание идет позвонок за позвонком. Позвоночник должен быть скручен равномерно.

Не допускать сгибание позвоночника и изменение положения таза. Медленное и ритмичное дыхание, выход осуществляется с вдохом, начиная с головы, постепенно раскручивая и выпрямляя положение тела. То же выполняется и в другую сторону.

При этом необходимо обратить внимание на ошибки при выполнении данного упражнения:

1. Выполнение упражнения с искривленной, а не скрученной спиной.
2. Вынос бедра в сторону.
3. Вынос бедра с дополнительным наклоном головы.
4. Спина скручена не от поясничного отдела позвоночника, а от начала грудного отдела.
5. Голова запрокинута назад.
Асана «Падахастасана» или поза «Аиста», усиливает работу гуморальной регуляции организма, за счет силы тяжести, которая действует на кровообращение.

Техника выполнения упражнения состоит в следующем:

И.П. Стоя, ноги вместе, ступни параллельны друг другу. С вдохом руки медленно поднимаются вверх над головой. Растянуть переднесрединный мышечно-сухожильный меридиан. Затем сделать наклон туловища вниз, опуская позвонок за позвонком, начиная наклон с нижнего отдела позвоночника. Руки поставить на пол возле ступней или взяться руками за икроножные мышцы ног и притянуть тело к ногам, растянув, таким образом, позвоночник. Ноги стараться не сгибать. Выход из асаны делается на вдохе, начиная с шейного отдела, натягивая при этом сначала передние мышцы шеи, затем грудного отдела. Руки при выходе свободно скользят по телу.

Натяжение мышц должно быть равномерным и чувствоваться на протяжении всей задней поверхности тела - от пяток до головы. Следует контролировать равномерность натяжения позвоночника.

Данные упражнения были применены в работе со студентами СМГ. Выявлены улучшения деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, а также опорно-двигательного аппарата. Отмечено положительное влияние упражнений хатха-йоги на психоэмоциональное состояние студентов, их общее физическое самочувствие и физическое развитие.

Таким образом, применение элементов хатха-йоги в практике психофизической рекреации студентов СМГ, выявила их эффективность в процессе воспитания и оздоровления современной молодежи.

Эту систему можно рекомендовать, как эффективное средство психофизической рекреации и оздоровления студентов, а также как систему гармоничного развития личности.



Литература:



1. Вундт В. Очерки психологии / В. Вундт. - М.: Московское книгоиздательство, 1912. - 299 с.
2. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. - Ростов-на-Дону, изд-во РГУ, 1979. - 119 с.
3. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У.Джеймс. - Репринт. изд. - М.: Наука, 1993. - 431 с.
4. Дубогай О.Д., Завацький В.И., Короп Ю.О. Методика фізичного виховання студентів, віднесених за станом здоров"я до спеціальної медичної групи / О.Д.Дубогай., В.И.Завацький, Ю.О.Короп. - Луцьк: «Настир'я», 1995. - 3-15с.
5. D.Ebert. Physiologische aspekte des yoga / перевод с немецкого Минвалеева, 1999.
6. Лоуэн А. Физические основы динамики характера. - М., 1998.
7. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. - Киев:Здоров"я, 1989. - 245с.
8. Макарчук Н.Е., Калуев А.В. Обоняние и поведение / Н.Е.Макарчук, А.В.Калуев. - Киев: КСФ, 2000. - 134 с.
9. Райх В. Функция оргазма / В.Райх. - Спб. ; М.: Университет. кн. , 1997. - 302 с.
10. Райх В. Психология масс и фашизм / В.Райх. - Спб. ; М.: Университет. кн. , 1997. - 379 с.
11. Сафронов А.Г. Религиозные психопрактики в истории культуры / А.Г. Сафронов; Монограф. - Х. ХГАК, 2004. - 304 с.
12. Сафронов А.Г. Йога: физиология, психосоматика и биоэнергетика / А.Г. Сафронов; монография. - Х.С,А,М., 2005. - 250 с., ил.
13. Соньки В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №2. - 32-39с.


© Б.Малицкая - 2007 год

 

Ключевые слова: , Ключевые слова. Здоровье, коррекция, хатха-йога, физическое развитие, физическое воспитание, механизмы влияния, методика, рекреация, асана, пранаяма. Веб-конференция эзотерика, философа, целителя, Президента Украинской йога, Киев, медитация, эзотерика, карма, релаксация, астрал, йогой, занятия йогой, хатха йога, аутотренинг, йога упражнения, йога в Киеве, упражнения йоги, центр йоги, йога книги, школа йоги, йога асаны, магия, занятия йогой, школа йоги, школа йоги Андрея Сафронова, Украинская Федерация Йоги, Психологическое айкидо, Чакры, Природные законы, Yoga, Esoteric, school of yoga, yoga in Kiev, Ukraine Yoga Federation, yoga class, yoga in Kiev, hatha yoga, yog, yogi, yogin, yogini, asana, pranayama, meditation, relaxation, relax of yoga, power of yoga, Pakhol Boris is instructor of yoga federation, Safronov Andrew is president of Ukraine yoga federation, Severina Anna is instructor of yoga federation, joga, jogi, jog, life realization, karma, magic of yoga, art of yoga
24 апреля 2008 г.
ВХОД В СИСТЕМУ
логин:


пароль:


Регистрация

Восстановление пароля

ГДЕ ЗАНЯТЬСЯ ЙОГОЙ
УКРАИНА
ХАРЬКОВ
КИЕВ
ЧЕРНИГОВ
ПОЛТАВА, КРЕМЕНЧУГ
Славутич
ОДЕССА
КРЫМ: Симферополь
Борисполь
ЧЕРКАССЫ
ЛЬВІВ
МАРИУПОЛЬ
ДНЕПРОПЕТРОВСК
ЗАПОРОЖЬЕ
Бровары
IВАНО-ФРАНКIВСЬК
Евпатория
Краматорск
ЖИТОМИР
ВИННИЦА
СУМЫ
Чугуев
Дергачи
РОССИЯ
КАЛУГА
МОСКВА
БЕЛГОРОД
ТУЛА
РОСТОВ на ДОНУ
НИДЕРЛАНДЫ
Амстердам
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ
ОАЭ
ДУБАЙ
КИТАЙ
ПЕКИН Beijing
ТАЙЛАНД
ПОЛЬША
ДОМИНИКАНА
СИНГАПУР
ГРУЗИЯ
Тбилиси
ЭСТОНИЯ
ИЗРАИЛЬ
Израиль
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
АСПЕКТЫ ЙОГИ
•КЛУБ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
•МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ и ЙОГАТЕРАПИЯ
•УКРАИНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАНЦЕВ
•ЧАКРАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ
•ETHNOTERICA: этнология, культурология, этнография
•ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ХАТХА ЙОГЕ
•ЙОГА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
•ПРАСУ-ЙОГА (йога для беременных)
•ТАНТРА И ЭЗОТЕРИКА ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
•ЭКСТРИМ ТРЕНИНГИ
•YOGA in ENGLISH
•ВРИДДХИ ЙОГА.ЙОГА ДЛЯ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ
•ДЖНАНА ЙОГА
•КАЙЯ ЙОГА
•МЕДИАЙОГА
•ЧАКРАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
•МАССАЖ
•YogaScience