English Йога Комментарии Андрея Сафронова Аспекты йоги Клуб путешественников Фотогалерея Библиотека Контакты Форум Блоги

  Библиотека
Искать: 
В Нашей библиотеке представлены материалы по йоге,
а также вспомогательные материалы к другим разделам сайта.
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующую Вас информацию.

Сафронов Андрей "Магические ритуалы в жизни современного человека"
Магические ритуалы в жизни современного человека.

(отрывок)

Сафронов А.Г.

Современная культура содержит значительное количество магических элементов и ритуалов. По степени осознанности подобные ритуалы можно разделить на следующие четыре группы:

* магические обряды, которые совершаются осознанно, с пониманием их сущности;
* обряды, совершаемые в рамках религии;
* неосознанные обряды, которые производятся под влиянием традиций;
* обряды, совершаемые детьми.

Начнем с первой, наиболее малочисленной, группы ритуалов. К ней относятся обряды, совершаемые людьми, которые сознательно практикуют магию или используют ее в своих целях, в том числе и магические ритуалы, применяемые в быту. Например, "продажа" или "отдача" бородавок, заговаривание икоты и т.д. Интересны в этом плане обряда, используемые студентами и учащимися. В этой среде существует множество ритуалов, связанных со сдачей экзаменов. В соответствие с гомеопатическим законом магии "подобное притягивает подобное"), например, рекомендуется обмакивать палец в чернильницу, чтобы знания, написанные чернилами, "вошли" в человека. Чтобы получить отличную оценку кладут в обувь под пятку пятикопеечную монету. Перед экзаменом категорически не разрешается бриться и мыть голову (чтобы в соответствии с законом подобия не смыть знания).

Группа магических ритуалов, совершаемых в рамках религии, является более многочисленной. В нее входят ритуалы, которые появились при смешении религиозных идей о народными магическими культами. Например, в сельских местностях в соответствии с сохранившимся до сих пор поверьем, пищу, оставшуюся после трапезы, выбрасывают, а до еды тщательно прикрывают, поскольку считается, что если оставить пищу без крышки, то "черт нагадит". Корни данной традиции уходят к древнему табу, в соответствии с которым нельзя есть в присутствии других людей, а после еды остатки пищи должны уничтожаться. Такого рода традиций являются предохранительными против неведения порчи на поевшего через остатки пищи, которое по симпатическому закону связаны с пищей, находящейся в желудке.

Перейдем теперь к рассмотрению третьей, наиболее интересной группы ритуалов - совершаемых людьми неосознанно, под влиянием традиций. Невероятно большое количество подобных ритуалов можно обнаружить, анализируя этикет и правила вежливости. Можно даже утверждать, что практически все подобные правила являются остатками первобытной предохранительной магии. Например, закон гостеприимства, принятый практически у всех цивилизованных народов, является остатком предохранительных мероприятий против уже описанного наведения порчи через остатки пищу. Действительно, если человек, присутствующий в доме, но не являющийся членом семьи, захочет навести болезнь на кого-либо, он сможет это сделать только при условии, что сам не ел этой пищи за общим столом, в противном случае он рискует повредить сам себе. Отсюда идут и корни "чоканья" бокалами, которое первоначально предназначалось для того, чтобы разбрызганные напитки ритуально смешались.

Корни многих этических запретов также лежат в магии. Например, запрет свистеть в помещении,, в деревнях обычно говорят "не свиста, а то хозяйство просвистишь". В этой фразе сразу улавливается полуосознанное использование гомеопатического закона.

Аналогично может быть проинтерпретированы запреты переворачивать хлеб "вверх ногами", класть на стол ключи и т.п.

Существуют запреты, основанные и на симпатическом законе, например, запрет плеваться в общественных местах, который является следствием боязни быть подвергнутым магическому нападению через слюну.

Проявление неосознанной магии в нашей жизни очень ярко проявляются в современных армейских ритуалах. Являясь наиболее консервативной силой, армия хранит, почти не изменяя сути, те ритуалы, которые применялись еще в глубокой древности. К таким ритуалам относится присяга, которая ведет свою историю от тотемической инициации, превращающей юношу во взрослого воина племени ; хранение и почитание знамени части (фетишизм) ; отдача чести (ритуалы благопожелания и отпугивания нечистой силы) и многие другие. Существуют также неформальные традиции в отдельных частях и подразделениях, которые передаются от поколения к поколению, сущность которых также является магической. Например известный ритуал, в соответствии с которым за сто дней до приказа "деды" бреются налысо и перестают есть выдаваемое в столовой масло.

И, наконец, последняя, четвертая группа магических ритуалов, существующих в современном обществе, это детская игровая магия, которая тоже может быть разбита на осознанную и неосознанную. Если верно высказывание, что "первобытная культура - это детство человечества", то нет ничего удивительного в том, что детская культура очень напоминает первобытную. Действительно, первой игрой, в которую играет маленький человек, является подражание животным, что соответствует периоду тотемизма в первобытной культуре. Позднее, в возрасте 6-8 лет ребенок проходит стадию мифотворчества - увлечения "страшными историями" о ведьмах, вампирах, черной руке, пиковой даме и т.д.

Следующей идет стадия сознательной магии, когда многие дети пытаются с помощью определенных ритуалов, корни которых как правило лежат в святочных гаданиях, вызвать какие-либо потусторонние существа и попросить их о чем либо. Например, для вызова одного из персонажей детской мифологии - Черной Руки необходимо вынести из комнаты все предметы черного цвета, затем протянуть по диагонали комнаты черную нитку, на которую повесить белую бумажку с надписью, сделанной черной ручкой: "Черная Рука приходи" и просьбой. Считается, что в полночь Черная Рука приходит и может выполнить просьбу, однако, если в комнате найдется хотя бы один черный предмет, кроме нитки, и надписи, то она задушит вызывавшего.

Несмотря на то, что этот ритуал явно выдуман детьми, он построен на использовании гомеопатического закона магии - "подобное притягивает подобное", причем в самом простевшем варианте: черная надпись притягивает Черную Руку (то есть не событие притягивает событие, а объект притягивает объект). В этом ритуале присутствует также такой элемент первобытной магии, как табу, нарушение которого карается вызываемым потусторонним существом.

Интересно также заметить, что навязанные обществом фетиши типа октябрятского значка и пионерского галстука воспринимались детьми адекватно, то есть именно как магические фетиши. Например, честное пионерское слово считалось недействительным, если дававший был без галстука. Впрочем, подобным же образом действуют и военные, которые не отдают честь без фуражки.
Ключевые слова: ,
01 мая 2008 г.
ВХОД В СИСТЕМУ
логин:


пароль:


Регистрация

Восстановление пароля

ГДЕ ЗАНЯТЬСЯ ЙОГОЙ
УКРАИНА
ХАРЬКОВ
КИЕВ
ЧЕРНИГОВ
ПОЛТАВА, КРЕМЕНЧУГ
Славутич
ОДЕССА
КРЫМ: Симферополь
Борисполь
ЧЕРКАССЫ
ЛЬВІВ
МАРИУПОЛЬ
ДНЕПРОПЕТРОВСК
ЗАПОРОЖЬЕ
Бровары
IВАНО-ФРАНКIВСЬК
Евпатория
Дергачи
Краматорск
ЖИТОМИР
ВИННИЦА
СУМЫ
Чугуев
РОССИЯ
КАЛУГА
МОСКВА
БЕЛГОРОД
ТУЛА
РОСТОВ на ДОНУ
НИДЕРЛАНДЫ
Амстердам
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ
ОАЭ
ДУБАЙ
КИТАЙ
ПЕКИН Beijing
ТАЙЛАНД
ПОЛЬША
ДОМИНИКАНА
СИНГАПУР
ГРУЗИЯ
Тбилиси
ЭСТОНИЯ
ИЗРАИЛЬ
Израиль
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
АСПЕКТЫ ЙОГИ
•КЛУБ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
•МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ и ЙОГАТЕРАПИЯ
•УКРАИНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАНЦЕВ
•ЧАКРАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ
•ETHNOTERICA: этнология, культурология, этнография
•ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ХАТХА ЙОГЕ
•ЙОГА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
•ПРАСУ-ЙОГА (йога для беременных)
•ТАНТРА И ЭЗОТЕРИКА ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
•ЭКСТРИМ ТРЕНИНГИ
•YOGA in ENGLISH
•ВРИДДХИ ЙОГА.ЙОГА ДЛЯ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ
•ДЖНАНА ЙОГА
•КАЙЯ ЙОГА
•МЕДИАЙОГА
•ЧАКРАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
•МАССАЖ
•YogaScience