English Йога Комментарии Андрея Сафронова Аспекты йоги Клуб путешественников Фотогалерея Библиотека Контакты Форум Блоги

  Библиотека
Искать: 
В Нашей библиотеке представлены материалы по йоге,
а также вспомогательные материалы к другим разделам сайта.
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующую Вас информацию.

Сафронов Андрей "Человек 3 тысячелетия"
Отрывок из выступления на конференции "Человек 3 тысячелетия"

... Причем под йогой я понимаю не только йогу в смысле сидения в асанах и т.д., но и вообще любые пути духовного самоизменения человека – это и эзотерика, в какой-то степени психология, магия и оккультно-технократические учения. Именно в таком понимании мы говорим о йоге, когда говорим о нашей Школе йоги.

Если попытаться понять, с чем же в последние несколько десятилетий связан всплеск интереса ко всевозможным оккультным системам, то можно заметить следующее. Я думаю, поскольку большинство из присутствующих так или иначе занимались оккультизмом, астрологией, еще чем-то, то так или иначе, даже если просто выглянуть в окно, видно, что мы сейчас живем в не вполне обычное время. В какой-то степени это время переломное. С астрологической точки зрения – мы переходим из эпохи Рыб в эпоху Водолея, с эзотерической точки зрения – мы входим в волну новой цивилизации. Если смотреть просто в окно, нельзя не сказать, что за последние несколько десятков лет человечество технократически шагнуло настолько сильно, насколько оно не шагнуло за последние десять тысяч лет. Эта волна все нарастает. Время сейчас переломное. А в переломное время Космос ставит какие-то новые задачи, в частности, соответствующие задачи ставиться и перед эзотеризмом, как единым планетарным явлением.

Если проанализировать историю XX века, то можно заметить, что было по крайней мере, три или четыре волны всплеска интереса к культовому эзотерическому знанию. Причем перед каждой из этих волн ставилась определенная задача, которую каждая волна в той или иной степени выполняла. После этого возникала какая-то новая волна со своими новыми задачами. Если проанализировать с чего начиналась история интереса ко всему оккультному, эзотерическому в XX веке, то тут сразу нужно вспомнить основоположников этого дела: мадам Блаватскую с ее теософским обществом и к этой же волне относится антропософское общество Штайнера. До них западная цивилизация находилась в своеобразном самолюбовании, т.е. мы чувствовали, что вся западная цивилизация – крутые, мы на всех дикарей надели штаны, сделали их цивилизованными, мы их еще научим ездить по железной дороге, включать свет выключателем; уровень нашей культуры намного выше, чем уровень любых других культур, а они все рано или поздно, может быть, разовьются до нашего уровня или не разовьются.

Но, первые работы мадам Блаватской показали, что оказывается, на Востоке есть тайны (она их не открыла, а просто показала), что на Востоке есть такое чего мы, крутые, еще не знаем. И тайны, которые там есть может быть такие, которых мы не понимаем, а может никогда и не поймем. Кармическая задача, поставленная Космосом перед первой волной состояла в том, чтобы обратить внимание Запада на Восток, посмотреть на Восток, который на протяжении последних нескольких тысяч лет внес мощный заряд духовности и сохранял эту духовность, осколки которой остались от предыдущих цивилизаций до наших дней. Восток в отличие от Запада не динамичен, он более традиционалистичен. Восток живет традициями. И если, например, в какой-то линии брахманской передавалась “Ригведа”, она передавалась еще две тысячи лет до возникновения письменности Деванадари. Каждое следующее поколение выучивало ее от и до, передавало ее следующему поколению и ни у кого не возникало мысли исправить пару абзацев, например. Все передавали как есть.

Точно также и Китай. В Китае возникали какие-то новые учения, но старые учения сохранялись, в хорошо законсервированном виде, ухоженные, правильно понятые, традиционно переданные. Если в Китае секрет пороха знали уже две тысячи лет, то до европейцев им просто в голову не приходило, что порох, который предки всегда использовали для праздничных фейерверков, что можно стенку подорвать. Пришли европейцы, объяснили, что можно, оказывается, стенку подорвать. Но, традиционализм восточных культур позволили донести до современного мира огромный заряд духовности, который Запад донести не мог, потому что западная культура значительно моложе восточной. Как раз в начале века интерес Запада к Востока, в какой-то степени даже началось преклонение перед Востоком, позволил начать Западу получать те знания, которые находились на протяжении последних нескольких тысяч лет (около четырех тысяч лет) в законсервированном состоянии на Востоке. Запад вдруг узнал, что, оказывается там где-то есть какие-то йоги; китайцы делают немыслимые вещи со своими руками и ногами; в Тибете есть какие-то врачи, что на Западе еще и не снились, и методы лечения какие-то очень странные.

Эти моменты, которые проявились для Запада как откровение, стали первым толчком к возникновению всевозможных эзотерических течений, направлений. Такие течения и направления возникли практически одновременно во всех странах. Они возникли в России – в виде учения Гюрджиева; в Германии – там было такое движение “Жизненная сила”; в Англии; в Америке. Это уже вторая волна, на волне наиболее мощного эзотеризма появляется вторая волна – эзотеризм популярный, потому что эзотерика на то и эзотерика, что она не может быть доступна абсолютно всем. Теме не менее, в целом западная культура развернулась лицом к Востоку, и развернулась к исследованию человека, причем человека не как разумной машины, не как двуного без перьев, а как некой большой и сложной телесной загадки.

Прошла первая волна, началась вторая волна. Вторая волна – волна 60-х годов. В 60-е годы возникло такое движение, которое распространилось по всему миру и которое в тех или иных проявлениях встречается у людей, не осознающих себя как часть этого движения, тем не менее, когда начинаешь сравнивать по каким-то признакам, оказывается, что это все равно проявление этого движения. Наверняка вы слышали такое название – new-age. Заходите в магазин “Путь к себе” или подобный ему, там всякие кассеты: “Этническая музыка”, “Медитативная музыка” и т.д. В 60-е годы вдруг возник интерес к чему-то такому, уже не совсем восточному, скорее люди поняли, что ответы на свои вопросы уже нужно искать не на Востоке, а их нужно искать где-то в себе. Искать в себе начали по-разному. Одни начали искать, опускаясь к корням первобытным, возник интерес к шаманизму, на этой волне возникла масса литературы по шаманизму (в том числе и Кастанеда, и Харнер с “Путем шамана”, и всевозможные последователи “толтеков”). На этой же волне возникла масса терапевтических систем, которые были тоже так или иначе связаны с какими-то архаическими пластами, т.е. всевозможные обряды вторичной инициации, воспроизведение шаманских плясок. На этой волне возникла трансперсональная психология Гроффа, которая тоже обращалась к этим пластам.

В принципе, провозвестником второй волны была как ни странно не оккультная система, а психоанализ, который можно смело отнести к оккультному учению. Поскольку основная идея психоанализа и не только психоанализа, но и всевозможных сопутствующих систем, она тоже очень близка к оккультизму. Очень сложно сказать, было ли заимствование или люди снова пришли к тем же самым идеям. Поздние работы Фрейда относительно либидо, мартидо – они, по сути говоря, совпадают с соответствующими идеями, например, буддизма о существовании первичного желания жизни и первичного желания смерти, так называемый двенадцатиэтапный цикл бытия. То же самое можно сказать об оргонной теории Райха, она в точности соответствует концепции чакральной системы в тантризме. О Юнге говорить не приходится, поскольку Юнг был откровенно мистически настроенным человеком и его учение лежит на границе мистицизма, и по сути является мистическим.

Учитывая все это, а именно интерес к психике человека, т.е., если со времен немецкой классической философии, западный человек считал, что он разумен и следует он своему разуму, и он все может понять, все может исчислить. Вдруг после Фрейда стало понятно, какие же мы разумные? В чем наша разумность? В том, что мы воюем с утра до вечера, или делаем покупки, которые нам не нужны, или в том, что существует неравномерность материальных благ в обществе, или в чем состоит наша разумность? А Фрейд сказал: “Не переживайте, ребята, мы никакие не разумные, все нормальные, такие же животные, с такими же инстинктами, проблемами”. Тут им стало проще, но интерес к своему бессознательному усилился, на волне этого интереса к бессознательному и возникла вторая волна, волна new-age.

Я уже говорил о большом количестве всевозможных школ, систем, которые она породила. Никто всерьез не занимался вопросом о влиянии эзотерических систем на политическую жизнь. А, ведь, на самом деле, знаменитый бум 60-х в какой-то степени был инициирован общением с Кришнамурти, о котором нельзя не упомянуть как о последнем представителе первой волны или, может быть, одним из первых представителей второй волны.

Обратите внимание, что независимо от железных занавесов, независимо ни от каких препон, так или иначе всевозможные оккультные эзотерические системы попадали в Советский союз. Как они попадали? Если проанализировать первое появление йоги в СССР, мало кто тут знает этот момент. Оказывается первый всплеск йоги в Советском союзе произошел в 1955 году. Произошел совершенно спонтанно. Жуков каким-то образом проконтактировал с нашими индийскими друзьями, когда Индия постепенно становилась независимой. Начались военные закупки у Индии, на волне этого интереса была проведена попытка внедрить йогу в Красную армию. Попытка не удалась, не увенчалась большим успехом. Потому что квалифицированных инструкторов не было, индусов на всю армию не хватало, Жукова тоже сняли. Постепенно от этой идеи отказались.

Потом была вторая вспышка, когда Н.С. Хрущев поехал в Индию. Точно также вдруг железный занавес приоткрылся, можно говорить, что это произошло случайно, но на самом деле, конечно, не случайно – у Космоса были соответствующие требования. После этого new-age вплеснулось в наше оккультное пространство одновременно с каратэ. И начались какие-то изыскания, появились первые исследователи, учителя, инструктора, которые что-то пытались делать, исследовать. Таким образом, мы точно также, как и весь западный мир, пусть и не с такой идеологией, а более скрытой, находились на той же самой волне, на которой находился весь мир.

Движение второй волны тоже несло в себе интересную кармическую задачу. Восточная культура, в том числе и западная культура, в какой-то степени и архаические первобытные культуры, которые сумели дойти до наших дней – несли осколки оккультного знания древних цивилизаций. Но, к сожалению, все они несли действительно осколки. Ни одна культура всецельного знания не донесла. Если бы она его донесла, или какая-то школа бы донесла – вот, у нас готовый путь, вот просветленные. Даже на Востоке, где народ страшно просветленный, такого нет. Потому что все это только осколки. Как раз вторая волна позволила, если и не перемешать эти осколки, то собрать все вместе. Границы стали более открытыми, мы получили доступ к индийским источникам, к китайским, к латиноамериканским и т.д. То есть, то, что раньше являлось закрытым, достоянием каждой эзотерической школы, то, что нигде и никогда не высвечивалось (даже те же Веды – они передавались только в брахманской касте, теперь их можно купить на книжном рынке). Закрытые китайские источники, японские клановые книги, они передавались только в рамках аристократических кланов, которые занимались соответствующими искусствами. Вдруг все школы одновременно изъявили желание все как можно шире всем рассказать. Начался обвальный бум, восточные учителя, и китайцы, и индусы валом повалили в Америку, в Европу. Начали всех всему обучать подряд. Вначале робкие протесты со стороны Востока доносились, потом протесты быстро смолкли. Пожалуйста, чему хочешь – учись: парное кун-фу, каратэ, йога, шаманы.

Если в древности раскрытие всевозможных тайн каралось смертью даже не людьми, а Космосом, то теперь, пожалуйста, все начали всему подряд учить, выкладывать – бери, не хочу. Потому что, если каждый так и хранил бы свой осколочек, держал бы за пазухой, то синтеза эзотерического знания произойти не могло. Осколочки бы хранились, может быть потом бы пропали, или не пропали. Но для воссоздания всей картины в целом нужно было собрать все осколочки одновременно и каким-то образом перемешать между собой. Вторая волна эту задачу и выполняла. Поэтому сейчас раскрыта куча таких тайн, за которые когда-то однозначно людей бы уничтожали тысячами. Кто смог эти осколочки подобрать – прекрасно. Многие школы, даже если взять современные школы, даже и индийские, даже и японские, ни одна школа не сохранила чистоты традиции; которая могла бы сказать: “Вот мы восходим туда-то, туда-то и ничего не добавили”. Потому что такая школа была бы не жизнеспособна. Это только кажется, что эзотерические, оккультные учения не развиваются. Нет, они развиваются как любые другие, потому что развивается сам человек. Эзотерика – это секретный способ развития человека. Но человека в разные времена нужно развивать по разному. То, что было актуально для Древней Индии, может быть, не очень актуально сейчас. То, что актуально для Древнего Китая, может оказаться совсем не актуально сейчас. В действительности все школы, даже традиционно восточные начали не только выдавать свои знания, но и набирать те знания, которые до того были присущи другим школам. Произошел достаточно удачный синтез. Школы, вместив в себя достояние многих других систем, стали более полными, более объемными, знание возросло, набор методов стал значительно шире.

Тогда началась третья волна, которая сейчас еще не достигла своего пика. В этой волне есть два момента. Первый момент, знание приобретает ценность тогда, когда оно может быть применено. Да, очень интересно путешествовать в свое бессознательное, или раскручивать вихри на чакрах, или выходить в астрал, можно нарисовать красивые картинки того, что вы видели, но рано или поздно, любой человек задается вопросом: “Ну и что? Хорошо, я вычистил свое подсознание, я открыл чакры, я раскрутил свою ауру, я сделал страшные астральные манипуляции, вокруг меня бегают духи, которых я наплодил и что?”. А, ничего! Потому что, для того, чтобы знание было доведено до уровня практического применения необходимо сделать еще один шаг, когда это знание начинает практически применяться. Если посмотреть тенденцию, которая идет последние лет пять, то это и происходит. Каждая школа задалась вопросом: “Как эти знания можно применить в реальной жизни?”. Так, чтобы мне или кому-то стало лучше, здесь и сейчас, практически, в реальности.

Космос же тоже развивает социум очень интересным образом. Перед социумом в разные эпохи ставятся разные задачи. Можно сказать, вот у нас наступила перестройка, а у них на Западе еще чего-то наступило. Раньше жили в эпоху застоя, работали в своих НИИ или КБ, придем на работу и перепечатываем томик Кастанеды. А теперь вдруг нужно работать, трудиться и сразу многие иллюзорные вещи отпадают, поскольку утрачивают свою ценность. Уровень практического применения знаний, который сейчас стал значимым и актуальным – это волна, на которой сейчас возникнут новые интересные школы, они уже начали возникать, в какой-то степени деформируются старые школы под эту волну.

У этой волны есть и другая задача. После второй волны оккультизм пополнился огромным количеством людей, которые в какой-то степени пришли случайно. Если все знания открыты, а время есть, энергия есть, деньги есть, что ж не почитать что-то интересное. Но, как любой вид деятельности, занятия эзотерическими практиками требует если и не профессионализма, то глубокого погружения. Глубокое погружение намного глубже чем профессия, это образ жизни. Человек, который начинает заниматься эзотерическими практиками, посвящает этому полностью всю жизнь и вся его жизнь меняется от начала до конца. Если он не готов к этому, то он продолжает мыслить как нормальный человек, не меняясь никоим образом внутренне, то вкакой-то степени – это случайный человек. Даже не просто случайный человек, а человек, проявляющий праздное любопытство. Таких случайных людей каким-то образом Космос решил устранить из эзотерической волны, а как их можно устранить? Это не значит, что надо им сказать, чтобы они не занимались. Все тут же скажут – пойдем позанимаемся. Человек – существо своенравное. Поэтому есть более простой способ. Если вы раньше брали какую-то книжку оккультную, которую с интересом читали, то теперь вы приходите на книжный рынок в оккультный киоск – там очень много книг, смотрите, а потом разворачиваетесь и уходите. Потому что вероятность найти что-то ценное, хорошее, очень мала, практически равна нулю. В этих горах “мусора”, среди всевозможных произведений, которые зачастую написаны из конъюнктурных соображений, людьми не очень компетентными, зачастую, не имеющими к традиции никакого отношения, вероятность найти что-то толковое осень мала.

Таким образом праздные люди, которым хочется заняться этим от нечего делать, отсекаются: через компроментирование соответствующих знаний, путем заваливания их суррогатами книжных прилавков, кинопрограммами. Сюда же можно отнести всевозможных Кашпировских, Чумаков, экстрасенсов, снимающих сглаз-с-ушей и т.д. Люди постепенно в этом разувериваются. С другой стороны, сама идея о существовании оккультных вещей плотно вошла в массовое сознание, на улице кого-нибудь поймаешь и спросишь: “Ты знаешь, что такое чакра?”. Скажет: “Знаю”. Конечно, на самом деле никто не знает, но он хотя бы слышал, что такое есть. Все слышали, что такое биополе. Никого не удивляет, что есть экстрасенсы. Одни хорошо к ним относятся, другие – плохо, третьи – сами к ним относятся. Обыватель настолько привык к этому, что это уже вошло в плоть и кровь, в массовое сознание. Это тоже является некой задачей, которая ставилась в XX веке и которая готовит человечество к эпохе Водолея. Если брать астрологические аспекты эпохи Водолея, то использование паро-нормальных знаний и энергетических особенностей является вполне закономерным, настолько же естественно, как религиозность характерна для эпохи Рыб. Это, что касается истории и контекста возникновения многих наших учений в XX веке.
Ключевые слова: ,
01 мая 2008 г.
ВХОД В СИСТЕМУ
логин:


пароль:


Регистрация

Восстановление пароля

ГДЕ ЗАНЯТЬСЯ ЙОГОЙ
УКРАИНА
ХАРЬКОВ
КИЕВ
ЧЕРНИГОВ
ПОЛТАВА, КРЕМЕНЧУГ
Славутич
ОДЕССА
КРЫМ: Симферополь
Борисполь
ЧЕРКАССЫ
ЛЬВІВ
МАРИУПОЛЬ
ДНЕПРОПЕТРОВСК
ЗАПОРОЖЬЕ
Бровары
IВАНО-ФРАНКIВСЬК
Евпатория
Дергачи
Краматорск
ЖИТОМИР
ВИННИЦА
СУМЫ
Чугуев
РОССИЯ
КАЛУГА
МОСКВА
БЕЛГОРОД
ТУЛА
РОСТОВ на ДОНУ
НИДЕРЛАНДЫ
Амстердам
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ
ОАЭ
ДУБАЙ
КИТАЙ
ПЕКИН Beijing
ТАЙЛАНД
ПОЛЬША
ДОМИНИКАНА
СИНГАПУР
ГРУЗИЯ
Тбилиси
ЭСТОНИЯ
ИЗРАИЛЬ
Израиль
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
АСПЕКТЫ ЙОГИ
•КЛУБ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
•МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ и ЙОГАТЕРАПИЯ
•УКРАИНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАНЦЕВ
•ЧАКРАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ
•ETHNOTERICA: этнология, культурология, этнография
•ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ХАТХА ЙОГЕ
•ЙОГА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
•ПРАСУ-ЙОГА (йога для беременных)
•ТАНТРА И ЭЗОТЕРИКА ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
•ЭКСТРИМ ТРЕНИНГИ
•YOGA in ENGLISH
•ВРИДДХИ ЙОГА.ЙОГА ДЛЯ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ
•ДЖНАНА ЙОГА
•КАЙЯ ЙОГА
•МЕДИАЙОГА
•ЧАКРАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
•МАССАЖ
•YogaScience