English Йога Комментарии Андрея Сафронова Аспекты йоги Клуб путешественников Фотогалерея Библиотека Контакты Форум Блоги

  Библиотека
Искать: 
В Нашей библиотеке представлены материалы по йоге,
а также вспомогательные материалы к другим разделам сайта.
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующую Вас информацию.

Жаклин Харгривз, Джейсон Берч. «Фрагмент статьи о коврике для йоги (из блога «The Luminescent»)»

 

  Переведено на добровольных началах для проекта «YogaScience» Евгением Ефремовым.  

 

Кратко об авторах:

Джейсон БЁРЧ (Jason BIRCH) – Доктор философских наук в сфере Востоковедения (cанскрит) в Оксфордском университете. Джейсон посвятил себя изучению cанскрита и, с 1996-го года, практике йоги. Его исследовательский интерес сосредоточен на средневековых йогических традициях Индии, в частности  – Хатха- и Раджа-йоге.

Жаклин ХАРГРИВЗ (Jacqueline HARGREAVES) – практик йоги с 2008-го года. Преподаватель йоги в Оксфорде до 2012 года. С 2013-го года ведет 500-часовые курсы по подготвке преподавателей йоги. В настоящий момент проживает и ведет курсы в Сингапуре.  



 

 

Использование коврика размером с полотенце, который определяет пространство, где человек занимается йогой, кажется вполне современным. Тем не менее, существуют исторические примеры  размера, качества и типа поверхности, на которой должен практиковать йог. Задолго до появления инновационного коврика-подложки, представленного Анджелой Фармер и коммерческого продвижения экологически чистых «липких» карематов, канонический коврик для йоги имел долгую и увлекательную историю.
    Йогины различных традиций отдавали предпочтение определенным материалам для своих ковриков. Еще во времена «Бхагавадгиты» (Bhagavadgītā) (около II-III вв. н.э.) было предписано, что йогин должен сидеть на устойчивом сидении, не слишком высоком, не слишком низком, покрытом тканью, шкурой антилопы или травой куша (6.11).
  Несколько столетий спустя, в некоторых Тантрах появились более сложные правила использования коврика. Они были обобщены в тексте «Пурашчараначандрика» (Puraścaraṇacandrikā), который представляет собой сборник подготовительных ритуалов (пурашчарана – puraścaraṇa) для пения мантр. Он была написана Девендрашрамой (Devendrāśrama), который, предположительно, жил в пятнадцатом веке.*

Перед разделом, в котором описываются позы (āsana), Девендрашрама включает несколько стихов о типах коврика (также называемых āsana), на котором должен сидеть практикующий. Главным образом он описывает практику тантрического ритуала. Текст ниже показывает, что довольно широкий ряд ковриков был предписан для использования некоторыми тантриками:  

«Послушайте о [ковриках] для Асан, которые были предписаны мудрецами. Необходимо знать, что шкура тигра приносит успех во всех делах; оленья шкура дает мастерство управления [своим] местоположением; коврик из ткани уничтожает болезнь; коврик, сделанный из тростника, способствует процветанию; шелковый [коврик] питает, [а] шерстяной облегчает страдания. [Выполняя] ритуалы, которые причиняют вред врагам, [следует использовать] черный [коврик], а в ритуалах, направленных на подчинение себе [других] и т.д., красный. В умиротворяющих ритуалах предписывается использовать белый [коврик], а во всех [прочих тантрических] ритуалах разноцветный. В ритуалах, которые парализуют [других], применяют коврики из кожи слона, а в ритуалах, несущих смерть из кожи буйвола. [В качестве альтернативы], в ритуалах изгнания [врагов] используют коврики из овечьей кожи, а в ритуалах подчинения из кожи носорога. В ритуалах, вызывающих раздоры, предписана шкура шакала, а в ритуалах умиротворения шкура коровы. При повторении вселенской мантры, [сидение] на коврике из бамбука [ведет к] нищете, [а сидение] на коврике из дерева к несчастью. [Сидение] на земле вызывает страдания, а на камне болезнь. [Сидение] на коврике из соломы разрушает репутацию сидящего, а [сидение] на [коврике, сделанном из] прутьев, приводит к помрачению рассудка. [Сидение] на [поверхности из] кирпича приводит к тревожности. Посвященный домовладелец никогда не должен сидеть на коже пятнистой черной антилопы. Аскет, лесной житель, человек, давший обет безбрачия (брахмачарИ), и человек, совершивший ритуальное омовение [чтобы отметить конец брахмачарьи], должен сидеть на абсолютно квадратном [коврике], сделанном из травы куша, кожи антилопы или хлопка, поднявшись [над землей] на расстояние одной или двух ладоней, или ширины четырех пальцев».

«Пурашчараначандрика», несомненно, является сборником, поскольку многие из ее стихов найдены в более ранних Тантрах. Она учит восемнадцати позам, и большинство их названий и описаний упомянуты либо в более ранних Тантрах, либо в текстах, посвященных йоге, таких как «Васиштхасамхита» (Vasiṣṭhasaṃhitā) XII века. Несколько поз, описанных в «Пурашчараначандрике», можно найти лишь в «Хатхапрадипике» (Haṭhapradīpikā) (XV в. н.э.), более ранних упоминаний о них в известных письменных источниках не найдено. Поскольку «Хатхапрадипика» и «Пурашчараначандрика», вероятно, были написаны в одном и том же веке, и обе являются сборниками, то, скорее всего, они позаимствовали эти описания асан из более раннего текста, который не сохранился до наших времен. Следует отметить, что такие предписания в отношении типа коврика отсутствуют в текстах Хатха-йоги.

В наше время форма и бренд йога-мата часто являются четким индикатором стиля практики; практикующие Аштангавиньясу (Aṣṭāṅgavinyāsa) отдают предпочтение хлопковым нитям тканого майсорского коврика, в то время как практикующие Айенгар-йогу, как правило, предпочитают подстилку с липкой поверхностью, которую проще сложить для использования в качестве опоры.

С появлением групповых занятий расположение ковриков и расстояние между ними (для вмещения максимального количества учеников и минимизации физических столкновений), кажется, зависит не только от популярности йога-класса, но и от культурных обычаев, касающихся личного пространства, и методики обучения конкретным стилям. Многие из этих правил являются негласными, некоторые – рациональны, а другие входят в состав развивающейся ритуализированной традиции, передаваемой от учителя к ученику, образуя, таким образом, новые обусловленные модели поведения.

Некоторые модели поведения являются очевидными культурными обычаями, исходящими из Индии, как, например, традиция разуваться (знак уважения к месту и учителю). Тем не менее, многие правила были разработаны, чтобы помочь управлять личным пространством во время совместной практики с другими учениками. И они часто имеют функциональное назначение, например, использование липкой поверхности коврика для большей безопасности при исполнении сложных асан.
Поскольку в современной йоге с использованием асан развились различные негласные нормы поведения, использование коврика стало символом индивидуального стремления к трансцендентальному (или к личному здоровью), в противовес социальной активности. Это привело к чеканке лозунгов, таких как «Сойди с коврика и иди в мир» («Off the mat and into the world»), в попытке объединить концепции социализации и сознательной активности с практикой йоги. При сравнении со средневековой тантрической концепцией достижения освобождения, и власти над миром с помощью йоги и ритуалов, выполняемых на определенном коврике, эти лозунги кажутся весьма ироничными.

 

 

 

* «Пурашчараначандрика» (Puraścaraṇacandrikā) была упомянута в тексте под названием «Крамадипика» (Kramadīpikā), который был, вероятно, составлен приблизительно по окончании XVI века (см. Алексис Сандерсон, Шиваистская литература (The Śaiva Literature), 2014 г., стр. 69 № 267). «Пурашчараначандрика» (Puraścaraṇacandrikā) содержит стихи текстов, которые могут быть отнесены к XII-XIV вв., поэтому Девендрашрама, автор «Пурашчараначандрики» (Puraścaraṇacandrikā), вероятно, жил в XIV веке. Большая часть раздела «Пурашчараначандрики» (Puraścaraṇacandrikā), посвященного асанам, цитируется со ссылкой на источник в  тексте «Пурашчарьяарнава» (Puraścaryārṇava) (6.109 – 11, 6.116 – 42cd) Махараджи Пратапа Сингха Шаха Непала (1774–1777). Раздел, посвященный коврикам, в значительной степени воспроизводится (без указания источника) в тексте «Тарабхактисудхарнава» (Tārābhaktisudhārṇava) Шринарасимха Тхаккура (Śrīnarasiṃha Ṭhakkura) 1668 г. н.э., (серия тантрических текстов Артура Авалона, 1940, стр. 367), и в бумажном манускрипте, называемом «Асана» (Āsana') (f. 1т), находящемся в Национальном архиве Катманду (E0991-09), который представляет собой сборник описаний различных асан и мудр кистей рук. Текстовые параллели также обнаружены в тексте «Амшумадагама» (Aṃśumadāgama) (IFP TS3-019), «Саммоханатантра» (Sammohanatantra) (упомянута в «Пранатошани» (Prāṇatoṣaṇī) (1820 г. н.э.), «Раматошана Бхаттачарья» (Rāmatoṣaṇa Bhaṭṭācārya), «Мерутантра» (Merutantra) и «Дикшапракаша» (Dīkṣāprakāśa), Майтхила Дживанатха (Maithila Jīvanātha) (1869 – 1870). Стих, аналогичный вамшасане (vaṃśāsane), и т.д., цитируется и приписывается Нарадапанчаратре (Nāradapañcarātra) в «Харибхактивиласа» (Haribhaktivilāsa) Гопалабхатты (Gopālabhaṭṭa). Таким образом оказывается, что эти стихи оказались в ряде тантрических сборников в период позднего Средневековья.



Puraścaraṇacandrikā 

NGMPP A42/5; со страницы 5r, строки 2 и далее.
uktāni munibhir yāni āsanāni niśāmaya |
sarvasiddhyai vyāghracarma sthānasiddhyai mṛgājinaṃ |
vastrāsanaṃ rogaharaṃ vetrajaṃ śrīvivardhanaṃ |
kauśeyaṃ pauṣṭikaṃ jñeyaṃ kāmbalaṃ duḥkhamocanaṃ |

abhicāre kṛṣṇavarṇaṃ raktaṃ vaśyādikarmaṇi |
śāntike dhavalaṃ proktaṃ citrakaṃ sarvakarmasu |
stambhane gajacarma syān māraṇe māhiṣaṃ tathā |
meṣīcarma tathoccāṭe khaḍgijaṃ vaśyakarmaṇi |
vidveṣe jāmbukaṃ proktaṃ bhaved gocarma śāntike |

vaṃśāsane dāridryaṃ daurbhāgyaṃ dārujāsane |
dharaṇyāṃ duḥkhasaṃbhūtiḥ pāṣāṇe vyādhisambhavaḥ |
tṛṇāsane yaśohāni pallave cittavibhramaḥ |
iṣṭakāyām athādhiḥ syād etatsādhāraṇe jape |

na dīkṣito viśej jātu kṛṣṇasārājine gṛhī |
viśed yatir vanasthaś ca brahmacārī ca snātakaḥ |
kuśājināmbareṇāḍhyaṃ caturasraṃ samantataḥ |
ekahastaṃ dvihastaṃ vā caturaṅgulam ucchritam |

____________________________________________________

 

 Берч Д., Харгривс Ж. Фрагмент статьи о коврике для йоги (из блога «The Luminescent») [Электронный ресурс] /  Д. Берч, Ж. Харгривс.   Режим доступа: http://theluminescent.blogspot.com/2016/04/the-religiosity-of-yoga-mat.html

Birch J., Hargreaves J. The Yoga Mat («The Luminescent» blog, fragment) [Электронный ресурс] / J. Birch, J. Hargreaves.  Режим доступа: http://theluminescent.blogspot.com/2016/04/the-religiosity-of-yoga-mat.html

 ____________________________________________________

О новых переводах научных статей, посвященных йоге в рамках проекта «YogaScience» можно узнать, подписавшись на наш канал в мессенджере Telegram с мобильных телефонов и ПК – https://telegram.me/YogaScience

и на странице Украинской федерации йоги (УФЙ) в Facebook –  https://www.facebook.com/Ukrainian.Federation.Yoga

 

 

Ключевые слова: YogaScience, наука, йоги, йога, йог, исследования, терапия, университет, история, антропология, пранаяма, асана, киев, москва, львов, мариуполь, харьков, днепропетровск, одесса, питер, санкт-петербург, восток, ориентализм, тантра, тантры, коврик, йога-мат, мат, каремат, статьи, статья, учение, нияма, яма, YogaScience, yoga, science, йога, УФЙ, UFY, Украинская федерация йоги, Ukrainian federation of yoga, культурология, история йоги, психология йоги, философия йоги, хатха-йога, асана, асаны, медитация, медитации, психопрактики, чакра, чакры, эзотерика, тантра, cultural studies, history of yoga, psychology of yoga, philosophy of yoga, hatha yoga, asana, asanas, meditation, psycho-practices, chakra, chakras, esoteric, tantra,
16 марта 2017 г.
ВХОД В СИСТЕМУ
логин:


пароль:


Регистрация

Восстановление пароля

ГДЕ ЗАНЯТЬСЯ ЙОГОЙ
УКРАИНА
ХАРЬКОВ
КИЕВ
ЧЕРНИГОВ
ПОЛТАВА, КРЕМЕНЧУГ
Славутич
ОДЕССА
КРЫМ: Симферополь
Борисполь
ЧЕРКАССЫ
ЛЬВІВ
МАРИУПОЛЬ
ДНЕПРОПЕТРОВСК
ЗАПОРОЖЬЕ
Бровары
IВАНО-ФРАНКIВСЬК
Евпатория
Дергачи
Краматорск
ЖИТОМИР
ВИННИЦА
СУМЫ
Чугуев
РОССИЯ
КАЛУГА
МОСКВА
БЕЛГОРОД
ТУЛА
РОСТОВ на ДОНУ
НИДЕРЛАНДЫ
Амстердам
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ
ОАЭ
ДУБАЙ
КИТАЙ
ПЕКИН Beijing
ТАЙЛАНД
ПОЛЬША
ДОМИНИКАНА
СИНГАПУР
ГРУЗИЯ
Тбилиси
ЭСТОНИЯ
ИЗРАИЛЬ
Израиль
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
АСПЕКТЫ ЙОГИ
•КЛУБ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
•МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ и ЙОГАТЕРАПИЯ
•УКРАИНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАНЦЕВ
•ЧАКРАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ
•ETHNOTERICA: этнология, культурология, этнография
•ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ХАТХА ЙОГЕ
•ЙОГА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
•ПРАСУ-ЙОГА (йога для беременных)
•ТАНТРА И ЭЗОТЕРИКА ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
•ЭКСТРИМ ТРЕНИНГИ
•YOGA in ENGLISH
•ВРИДДХИ ЙОГА.ЙОГА ДЛЯ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ
•ДЖНАНА ЙОГА
•КАЙЯ ЙОГА
•МЕДИАЙОГА
•ЧАКРАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
•МАССАЖ
•YogaScience