English Йога Комментарии Андрея Сафронова Аспекты йоги Клуб путешественников Фотогалерея Библиотека Контакты Форум Блоги

  Библиотека
Искать: 
В Нашей библиотеке представлены материалы по йоге,
а также вспомогательные материалы к другим разделам сайта.
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующую Вас информацию.

0. АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ САФРОНОВ "ЙОГА СУТРА: КОММЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРАКТИКА"

 

AndreyG. Safronov.

Biography

 

Andrey Safronov is an esoteric, a philosopher and a healer. One of the most reputable expertsin yoga throughout the CIS states who is acknowledged both by esoteric and scientific communities. The President of Ukrainian Federation of Yoga.

He holds an honours degree of Kharkiv State University having graduated from its physico-technical departmentin 1992, with theoretical nuclear physicsasamajor discipline, and from biological department of the same university in 1996, the major discipline been “medical psychology”. He’s been a Cand.Sc. (Physics and Mathematics) since 1994 and an associate professor in socioeconomic disciplin essince 1999.

Starting from 1992 he has been carry in goutresearch in the field of psychopractices and psychology of mass consciousness. He is anauthorofmorethan 70 scientificworksdedicatedtothissubject (some of them published in foreign magazines), two monographs – the “Psychology of Religion” and the “Religious Psychopractices in the History of Culture”, a fundamental work “Yoga: Physiology, Psychosomatics, Bioenergetics” (them with numerous re-editions), as well as a number of books and brochures (“Psychology of Spiritual Development”, ”Religion Studies”, “Lectures on Psychology”, “Psychological Aikido”, “Short Essays on History of Esoteric Doctrines” etc.) and several dozens of articles in popular magazines.

He is the author and the anchorman of the“School of Practical Psychology ”TV-cycle; organizerandparticipantofnumerousconferences. He has drawn up aseries of lectures for the Kharkov State Academy of Culturededicated to “Psychology of Religions”, “Religious Heritage of the East”, “The Structure of Mass Consciousness”.

In the course and for the purpose of his research he has more thanoncebeen to India, Tibet and the states of South-Eastern Asia where he visited the most important ashrams, spiritual centers and the places of sacral significance. He personallymet the leadersof the mostsignificantspi ritual movements of our days.

He has been practicing yoga since 1985, being fully engaged in pedagogic and healing activity since 1989. He has delivered more than 400 seminars and workshops on yoga and esotericism in the cities of the USSR and CIS.

Today A. Safronovis in charge of Ukrainian Federation of Yoga activity, he teaches in yoga groups and delivers practical courses and workshops of advanced level on different aspects of yoga and esotericism.



Йога Сутра Патанджали является наиболее известным и самым цитируемым первоисточником по йоге.

 

Блог yogasutra-comment.blogspot.com президента Украинской Федерации Йоги, Андрея Григорьевича Сафронова помогает современному практику избежать ошибок, вызванных неточностью перевода, религиозными и философскими спекуляциями, а также искажениями и домыслами, привнесенными в оригинальный текст массовой культурой, давая возможность осознанного использования текста Йога Сутры для задач духовной практики.

"Будучи профессиональным психологом по призванию и образованию, специалистом по психопрактикам по направлению исследований, физиком по способу мышления и практикующим мистиком по духу, я намерен восполнить сложившийся пробел, и попытаться дать комментарий к труду Патанджали, который опирался бы на язык современной психологии, понимание иных, кроме Йоги, мистических, оккультных и эзотерических систем и Традиций и на реальную практику Йоги".

А.Г. Сафронов

 
Основные статьи блога

"Йога Сутра: комментарий современного практика":

 

"НАМАСТЭ! Приветствую читателей, рискнувших взяться за это непростое чтение. Мысленно приветствую также Учителя Патанжали, всех Мастеров и Учителей Йоги и выражаю им свое почтение; знатоков, уже рискнувших дать свои комментарии к этому непростому тексту, всех ищущих и желающих постигать"!

 

 "Йога Сутра является гениальным произведением, как по лаконичности написания, так и по количеству принципиально новых в истории эзотерики идей. При этом вокруг Йога Сутры существует огромное количество мифов, распространяемых, конечно, малосведущими людьми, но от этого не менее вредных. Поэтому я начну с развенчания этих мифов".

 

 "Список литературы".

 

 "Переводить тексты с древних языков сложно, а переводить тексты, описывающие психологический и мистический опыт – сложно вдвойне. Прежде всего, в силу специфики описываемого объекта".

 

 "Ловушка религиозности, ловушка дешевого мистицизма, ловушка философских спекуляций, ловушка мифологических клише - мы сможем проанализировать и достоверно понять этот великий текст, лишь если  не попадемся ни в одну из вышеперечисленных ловушек". 
 

"Не только современный читатель рискует попасть в ту или иную ловушку".

 

"Буду признателен, если вы дадите ссылку на английскую версию блога yoga-sutra-comment-eng.blogspot.com на Ваших английских ресурсах". 

 

"Йога сутра построена предельно органично. Никакую из глав произведения нельзя выбросить без ущерба для произведения в целом, поскольку они связаны не только последовательностью изложения, но и большим количеством перекрёстных ссылок". 

 

"Я привел эту историю для того, чтобы пояснить смысл этого блога. Я не хочу создавать еще один схоластический комментарий к Йога сутре – их и так много. Моя цель – сделать ее смысл понятным для современного человека".

 

"Я решил  обсудить имеющиеся варианты в фундаментальном аспекте, влияющем на все прочее повествование – в определениях Йоги". 

 

"Данная строфа Йога сутры имеет концептуальное значение для всего последующего понимания текста, да и практики йоги вообще, поэтому я решил уделить ей не одну, а несколько (на данный момент мне кажется, что три :), не считая уже написанного) статьи. В первой я попробую дать анализ Патанджалиевского определения йоги, опираясь на сам текст. В двух других – разъяснить суть читта вритти ниродхи на понятных примерах из жизни, практики и других эзотерических систем".

 

"Итак, вернемся к рассуждениям о категории вритти.  Мы закончили на попытке установить, что же общего у перечисленных Патанджали категорий названных им вритти,  и для чего нужна была фраза о том что вритти бывают клешевые и не-клешивые".

 

"Лена Пихуля, любезно помогающая мне с переводом блога на английский язык, прислала письмо, из которого явственно следует, что даже перевод с английского на русский иногда перекручивает смысл классического  текста. Привожу текст письма".

 

"Хотя переводы слова ниродха и похожи, внешне нетрудно заметить, что они сильно отличаются по эмоциональному наполнению. От эмоционального наполнения этого слова зависит все эмоциональное наполнение всей последующей практики, а следовательно – и ее суть".

 

"Еще письмо от Лены Пихули".

 

"К теме «обуздания» в разных эзотерических  психопрактиках мне вспомнилось одно даосское стихотворение, повествующее о даосском «просветлении», которое я услышал еще на  заре моей практики йоги, в период увлечения Китайской культурой и техниками. Много лет оно меня вдохновляло".

 

"Проблема эмоционального наполнения практики тесно переплетена с другой проблемой, которая уже носит глубоко философский характер, но не перестаёт при этом быть актуальной с чисто практической  точки зрения. Я имею в виду проблему мотивации".

 

"Интересно, что разница вариантов ниродхи актуализировалась в классической йоге; так, Шандилья упанишада, которую я считаю соразмерным по значимости с ЙС текстом, указывает..."

 

"Итак, показавшееся на первый взгляд простым для понимания слово ниродха таит в себе еще немало сюрпризов. Разберем еще один вопрос, который, несмотря на кажущуюся неактуальность, стоил в свое время такому великому учению как буддизм раскола, а потом еще многих межшкольных дискуссий".

 

"Категория «клеша», безусловно, относится к группе слов, которые следует скорее разъяснить, чем перевести. Тем более, что с переводом этой категории ситуация столь же запутана, как и для других ключевых психотехнических терминов".

 

"В предыдущей статье мы обсудили общий взгляд на категорию «клеша». Однако, на мой взгляд две из этих категорий – рага и двеша нуждаются в более пристальном анализе".

 

"В этих строфах Патанджали вводит еще одну фундаментальную для всего эзотерического знания категорию, которую я пока буду называть Внутренним Наблюдателем".

 

"Попробуем понять, какой смысл вкладывал Патанджали в приведенный список вритти и какие практические выводы вытекают из данной концепции".


"Перейдем к обсуждению двух последних из приведенных Патанджали вритти: смрити и нидра".


"Как уже говорилось выше, праману или «правильное», «достоверное» знание, Патанджали выделил в качестве первой вритти. Однако, бросается в глаза, что, говоря о прамане, в отличие от остальных вритти, автор ЙС дал не только определение, но и перечислил основные положения традиционной  индийской гносеологии.  А именно, перечислил «правильные» источники познания: собственное восприятие, свидетельство авторитетного источника и логическое умозаключение".  


"Мне приятно поделиться с читателями своими переживаниями от посещения Кумбхамелы".

 

 "Следующие 5 строф (1.12-1.16) Патанджали посвятил введению и определению понятий абхьяса и вайрагья, которые, по его мысли, являются методами достижения состояния  читта-врити-ниродхи".


"Первый куплет целиком  и вторая половина третьего куплета посвящены пояснению абхьясы, а второй – особенно первые строчки – вайрагьи".

 

"После того, как увидел окончание вчерашнего ритуала, которое проводится в Варанаси, понял контекст всего ритуала, глубоко архаичного, вероятно, даже доарийского".

 

"Метод контроля состояний (абхьяса) и метод разотождествления с состояниями (вайрагья) являют собой две взаимосвязанные и дополняющие друг друга ветви на дереве духовных практик.  Однако, я бы сказал, что у Патанджали не хватает третьего метода – метода тотального проживания состояний, который описан в тантре".


"Строфа 1.16 Йога сутры содержит упоминание категории «гуны», поэтому для ее понимания нам необходимо предварительно разобраться с этой категорией, чем мы и займемся".

 

"Немного отвлечемся от размышлений о гунах и вернемся к абхьясе и вайрагье. Задумавшись еще раз об этих методах я увидел явную аналогию с функционированием правого и левого лепестков аджна чакры".

 

"Для целей дальнейшей интерпретации Йога Сутры нам необходимо ознакомиться с различными способами описания психики и содержания психопрактик".

 

"Надеюсь, читатель прочел предыдущую статью, особенно раздел об энергетических (топико-экономических) моделях психики, поскольку нам придется плотно на нее опираться в понимании данного вопроса. Итак, как уже говорилось выше, шлока 1.16 Йога сутры Патанджали связывает практику вайрагьи с категорией гун".

"Поскольку в следующих строфах Йога сутры Патанджали начинает использовать категорию "самадхи", становится весьма уместным начать разбираться в этом термине".


"Читателю будет легче ориентироваться в теме, если он познакомиться с развернутой теорией измененных состояний сознания: раздел моей третьей монографии «Психопрактики в мистических традициях: от архаики до современности», посвященной данному вопросу.


"Понимание дхараны сузилось до банального «удерживания в сознании», «удержании мысли» или даже простой визуализации предметов или изображений. Приведу несколько примеров с сайтов, найденных на первой странице Гугла по запросу «дхарана»".  

 

"Моя книга "Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика" в английском варианте теперь доступна в iBookstore".

 

"Пока я проводил семинары, количество посещений этого блога перевалило через рубеж сто тысяч".

 

"Является ли термин самадхи эквивалентным кастанедовской «точке сборки» – очевидным не является, несмотря на похожесть слов. Попробуем разобраться в теме".

 

"Вернемся к тексту Йога сутры. Шлока 1.17 вводит в оборот категорию сампраджня".

 

"Перейдем к анализу строфы 1.18. Переводчики,  (а за ними и комментаторы) довольно сильно расходятся в прочтении этой шлоки. Более того, они вынуждены добавлять слова отсутствующие в изначальном тексте, чтобы он приобрел смысл. Заметьте, как много добавлений в скобках".

 

"Несмотря на кажущуюся простоту шлоки 1.17, она имеет фундаментальное значение в концепции йоги Патанджали и понимании принципов духовного развития в целом. Возможно, по прикладной значимости эта строчка – вторая по важности после определения йоги как читта-вритти-ниродхи".

 

"В 1.17 и 1.18 Патанджали вдруг резко (как может показаться) меняет тему и начинает говорить о категории сампраджня. Однако, если опереться на предложенное в предыдущих постах понимание, то логика и последовательность изложения становятся очевидными. Действительно, вайрагья и сампраджня связаны между собой".


"Слово «медитация» является одним из брендов, который в массовом сознании неразрывно связан с йогой, духовными практиками и развитием человека. И это оправдано, йога без психопрактики – не йога, ведь еще в Хатха йога прадипике сказано: «Все в хатха йоге существует для раджа йоги». Однако, что собственно следует считать медитацией"?

 

"Заметим, что поскольку медитация представляет собой попытку поиска неочевидного ответа на нетривиальный для себя вопрос,  абсолютно необходимым условием ее осуществления является готовность «заглядывать» за свои привычные стереотипы".

 

Для читателей, которые во множестве статей потеряли генеральную нить и логику разворачивания доктрины Йога сутры, напомню основные точки.

 

"Итак, как хорошо известно, слово «йога» восходит к глагольному корню «йудж», что означает «сопрягать». Вопрос только в том, что с чем сопрягается. У меня появилась достаточно необычная гипотеза".

 

"Каков механизм того, что при осознании сути проблемы меняется эмоциональное отношение к ней (о чем мы говорили в предыдущих постах)? Мне кажется, что ответ имеет смысл опубликовать здесь".

 

"Если бы кому-нибудь пришло в голову объявить конкурс на самую неоднозначно понимаемую и запутанную шлоку Йога сутры, то несомненным победителем в нем вышла бы шлока 1.19".

Ключевые слова: Йога Сутра, Йога-Сутра, Йога Сутра, Йога Сутра Патанджали, Йога-Сутра Патанджали, философия йоги, психология йоги, А.Г. Сафронов, Сафронов Андрей Григорьевич, философия Древней Индии, эзотерика, Йога Сутра Сафронов, Йога-сутра Сафронов, Андрей Сафронов, йога, Патанджали
24 октября 2016 г.
ВХОД В СИСТЕМУ
логин:


пароль:


Регистрация

Восстановление пароля

ГДЕ ЗАНЯТЬСЯ ЙОГОЙ
УКРАИНА
ХАРЬКОВ
КИЕВ
ЧЕРНИГОВ
ПОЛТАВА, КРЕМЕНЧУГ
Славутич
ОДЕССА
КРЫМ: Симферополь
Борисполь
ЧЕРКАССЫ
ЛЬВІВ
МАРИУПОЛЬ
ДНЕПРОПЕТРОВСК
ЗАПОРОЖЬЕ
Бровары
IВАНО-ФРАНКIВСЬК
Евпатория
Дергачи
Краматорск
ЖИТОМИР
ВИННИЦА
СУМЫ
Чугуев
РОССИЯ
КАЛУГА
МОСКВА
БЕЛГОРОД
ТУЛА
РОСТОВ на ДОНУ
НИДЕРЛАНДЫ
Амстердам
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ
ОАЭ
ДУБАЙ
КИТАЙ
ПЕКИН Beijing
ТАЙЛАНД
ПОЛЬША
ДОМИНИКАНА
СИНГАПУР
ГРУЗИЯ
Тбилиси
ЭСТОНИЯ
ИЗРАИЛЬ
Израиль
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
АСПЕКТЫ ЙОГИ
•КЛУБ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
•МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ и ЙОГАТЕРАПИЯ
•УКРАИНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАНЦЕВ
•ЧАКРАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ
•ETHNOTERICA: этнология, культурология, этнография
•ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ХАТХА ЙОГЕ
•ЙОГА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
•ПРАСУ-ЙОГА (йога для беременных)
•ТАНТРА И ЭЗОТЕРИКА ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
•ЭКСТРИМ ТРЕНИНГИ
•YOGA in ENGLISH
•ВРИДДХИ ЙОГА.ЙОГА ДЛЯ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ
•ДЖНАНА ЙОГА
•КАЙЯ ЙОГА
•МЕДИАЙОГА
•ЧАКРАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
•МАССАЖ
•YogaScience