English Йога Комментарии Андрея Сафронова Аспекты йоги Клуб путешественников Фотогалерея Библиотека Контакты Форум Блоги

  Библиотека
Искать: 
В Нашей библиотеке представлены материалы по йоге,
а также вспомогательные материалы к другим разделам сайта.
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующую Вас информацию.

Ирина Мищенко. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИ КОРРЕКЦИИ ВЕСА И ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИ КОРРЕКЦИИ ВЕСА И ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Концепция психологической защиты появилась в психоанализе. Это специальная регулятивная система стабилизации личности, которая направлена на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Во время терапии пищевого поведения защитные механизмы могут стать серьезным препятствием на пути к результату. Человек, как правило имеет среди всего спектра «защиток» любимый набор, которым привычно пользуется. Пищевое поведение человека я рассматриваю как частную форму поведения в целом, следовательно любимые защитные механизмы включаются и в этой сфере поведения - стереотипно.

Ниже я приведу наиболее распространенные формы психологической защиты у людей с избыточным весом или патологиями пищевого поведения, которые встречаются в моей практике.

Изоляция. Психологический уход в другое психическое состояние. При эмоционально напряженной ситуации, человек изолирует себя от нее, разрывая связь между своим состоянием и событием, которое это состояние вызвало. При этом защитном механизме человек не искажает травмирующую реальность, а просто изолирует себя от нее. Устраивая пищевые кутежи  и погружаясь в них, как в изолированный, удаленный от реальности мир, человек забывается, временно блокируя последствия тяжелых эмоциональных переживаний. При  длительном прибегании к этой защите, процесс поглощения пищи начинает давать человеку  измененное  состояние сознания. В результате наблюдается смена фокуса с внешних  декораций на психические,  более комфортные состояния. В результате усугубляется потеря способности актуализировать, пропадает естественность чувств и значительно ослабляется интуиция. Человек отключается от взаимодействия с миром.

Разрядка. Снижение тревожности, вызванной запретными желаниями или невыведенными эмоциями с помощью оргических кутежей.

Отрицание. При включении этой «защитки» человек отрицает  наличие избыточного веса или истощения, а также проблемных форм пищевого поведения при их действительном наличии. Этот защитный механизм встречается, когда мнение человека о самом себе и своем поведении не совпадает с действительностью. И не осознавая проблемы, не прикладывая усилий к ее решению человек продолжает отрицать ее наличие. Используя отрицание, люди с пищевой зависимостью не принимают факт повышения аппетита, тяжесть ожирения и степень диспластичности. Большинство из них  подсознательно стремятся уйти от темы переедания и начинают говорить о других причинах избыточного веса: о болезнях желез внутренней секреции, нарушенном обмене веществ, гиподинамии. Интересной является способность «пропускать» неприятные для себя события, заменяя их вымыслом или забывая. Когда на начальном этапе во время практики ведения пищевого дневника человек записывает все, что ест в течение дня, для него результаты наблюдений являются шоком. Вскрывается защитный механизм отрицания, человек искренне не может поверить в свое реальное поведение. Звучит невероятно, но в моей практике количество людей с этой защитой не опускалось еще ниже 50% от общего количества в группе.

Сопротивление действиям, направленным на коррекцию веса и пищевого поведения. Во время программы по управлению весом, один день в неделю осуществляется разгрузка, пищевой отдых, направленный на активизацию обмена веществ, уменьшение объема растянутого желудка и очищение организма. Люди с этим защитным механизмом не могут выдержать один день в неделю на легкой пище по причине забывания или «препятствий внешнего мира».

Образование симптомов. Есть случаи, когда человек не желая менять образ жизни и пищевое поведение заболевает. Представляя собой беспомощность и детскую форму поведения  данный механизм является соматизацией избегания действовать.

Всемогущественный контроль. Особенно часто этот защитный механизм проявляется при ограничительном пищевом поведении, которое обязательно приводит к избыточному весу. Начиная набирать вес и чувствуя потерю контроля над собственным телом, человек использует ограничительное поведение и чувствует экстаз от того, что он снова этот контроль обретает. Ощущение того, что он способен влиять на свой мир дает человеку необходимое ощущение самоуважения. Ощущение всемогущества в этом случае, подчинения тела своей воле, являются сильным экстатическим переживанием и побуждают человека прибегать к этому защитному механизму снова и снова, как свидетельство о неограниченной власти и силе. У некоторых людей потребность испытывать всемогущественный контроль и интерпретировать все происходящее с ним собственной неограниченной властью совершенно непреодолимо. В таких случаях тело становится широким полем для диетических и физических экспериментов, а человек чувствует себя властным хозяином, управляющим и дергающим за поводья.

Аннулирование. Его можно рассматривать в качестве естественного преемника всемогущественного контроля. Аннулирование – термин, обозначающий бессознательную попытку уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом этот аффект уничтожают. Ярким примером аннулирования может служить изматывающая вечерняя пробежка перед сном, которая предназначена для компенсации неконтролируемого обжорства за ужином. Если такое поведение осознанно, технически его неправомерно называть аннулированием. Но если человек не осознает чувства стыда или вины, и, следовательно, не может осознавать собственного желания их искупить, это можно назвать аннулированием.

Идеализация. Механизм выглядит как потребность приписывать особые достоинства и качества авторитетным и значимым людям, организациям, идеям. При наличии внутреннего страха, ужаса или стыда человек испытывает уверенность в том, что объект его привязанности -  всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, и психологическое слияние с этим сверхъестественным Другим обеспечивает ему безопасность. Идеализируя Вегетарианство, Экспресс-метод похудения или принадлежность к «Обществу вращающих халахуп», человек сливается со сверхъестественным Другим, что кажется ему эффективным способом обрести психологическую безопасность и физические изменения.

Авторитетный отец призывает дочь к постоянным физическим нагрузкам, ведет разъяснительные беседы на тему: «женский век – короткий», пугает примерами опустившихся знакомых. Помимо поставленных в психику девочки вставок, он способствует формированию у нее неадекватного образа собственного тела и создает почву для идеализации его, отцовских стандартов женской привлекательности.

Обесценивание. Ходит за руку с идеализацией. Является оборотной стороной медали предыдущего механизма и часто наступает после него. Чем сильнее идеализировался объект, тем тяжелее откат – тем тягостнее будет разочарование и как следствие обесценивание.  Характерна также поочередная смена механизмов через смену объектов, на которые они направлены. Часто вечно «худеющий» живет по принципу перехода с одной системы питания и образа жизни на другой. Определить наличие защитки можно по ключевой фразе «что я только не перепробовала…». Человек принимает очередную догму или систему взглядов на здоровое питание и образ жизни как панацею, и … долго строго следовать ей не получается. Ведь любая догма является прежде всего – ограничением, а человеческое право выбора включает глубинный механизм сопротивления любому ограничению. В результате срывов, идея обесценивается, как неэффективная и происходит переключение на новый идеал.

Вытеснение. Мотивированное забывание или игнорирование травмирующих ситуаций, мыслей, воспоминаний, переживаний и вытеснение их в подсознание. Часто с переносом внимания на виды активности или явления, не связанные с фрустрирующими событиями. Ярким примером является вытеснение желания есть мясную, острую или углеводистую пищу и превращение своего рациона в «Блеклое травяное меню». Защитный механизм вытеснения обычно позволяет избежать внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания (забывания) истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. «Я не ем жирную пищу». Истинный мотив – желание ее есть, вытесняется. Вытеснение направлено на то, что раньше было осознанно, хотя бы частично, а затем подверглось запрету и поэтому не удерживается в памяти. Более тяжелые случаи, при которых механизм проявляется – вытеснение желания есть вообще, анорексия. Особенно часто формируется в подростковый период из-за приобретаемых девушкой-подростком округлых форм тела в результате полового созревания. Воспринимая изменения тела как полноту, девушка вытесняет желание принимать пищу, направляя внимание, например, на физическую активность.

Во время смещения человек перенаправляет эмоции, внимание или озабоченность с естественного, первоначального объекта на другой. По причине того, что эмоциональная значимость первого объекта скрывается им от самого себя. Например, в ситуации, когда на ягодицы девушки был повешен обидный ярлык, она всячески смещает внимание с этой части своего тела. При общей нормальной конституции тела, зона ягодиц у девушки – рыхлая, постоянно холодная, менее подвижна и пластична. Соответственно уровень всех обменных процессов организма в этой части тела значительно ниже, чем во всем теле, эфирное поле в этой зоне - рассеянное. Что и приводит к изменениям на физическом уровне. Внимание девушка перенаправляет на грудь, с помощью одежды и украшений фетишизируя эту зону.

Рационализация. Это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, которая показывает, что человек вполне контролирует свое поведение, которое не противоречит принятым нормам. Попытка упаковать истинный травмирующий мотив поведения в красивую обертку рациональных объяснений.  При этом неприемлемая часть информации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и после этого осознается, но уже в измененном виде. Рационализация может противоречить фактам и законам логики, но это необязательно. «Я уже съела конфеты на завтрак, поэтому  сегодняшний день уже по определению не является правильным. А раз так, то я сегодня уже отрываюсь по полной, а вот с завтрашнего дня…». Иногда иррациональность заключается только в том, что представленный мотив деятельности не является подлинным. Например, человек утверждает, что его профессиональная некомпетентность связана с физическим несовершенством: «Я не могу устроиться на лучшую работу, потому что я полная, плохо выгляжу и меня такую не берут».

Компартментализация (раздельное мышление). Еще одна интеллектуальная защита, и рационализация нередко служит ее поддержкой. Функция компартментализации состоит в том, чтобы разрешить двум конфликтующим состояниям или идеям сосуществовать, не осознавая противоречий, не испытывая вины, стыда или тревоги. Раздельное мышление означает разрыв между несовместимыми мысленными установками. Когда некто использует компартментализацию, он придерживается двух или более идей, отношений или форм поведения, конфликтующих друг с другом, без осознания этого противоречия. Для наблюдателя раздельное мышление ничем не отличается от лицемерия. Этот защитный механизм можно пронаблюдать у людей, строго следующих сбалансированным диетам во имя здорового образа жизни, а по выходным устраивающих  оргические праздники желудка во имя проявления любви к себе. Человек, который наедается вечером из-за того, что завтра будет лечебное голодание или разгрузочный день, также подвержен этому защитному механизму.         

Часто при перетекании расстройств пищевого поведения в патологические формы (анорексию, булимию, ограничительное пищевое поведение, компульсивное переедание по типу оргий) наблюдается переход компенсаторной функции переедания или ограничения в особую форму защитного поведения – ритуал. На этой стадии из-за нарастания расстройства, данная форма поведения закрепляется достаточно прочно.

Психологические защиты при коррекции веса и пищевого поведения с одной стороны,  выполняя амортизирующую функцию в психике, помогают человеку плавно перестраивать ценностные взгляды на  образ жизни. Но постоянное прибегание к защитам формирует зависимое привыкание к такому способу отреагирования.  Действия становятся автоматическими и, подкрепляясь, каждое повторное использование защиты приобретает способность к вирусному самовоспроизводству. Защита приобретает статус психического новообразования, разрастаясь до устойчивого психологического свойства, начинает влиять на схожие ситуации, побуждая поступать и в них автоматически. Так как защитное поведение протекает на неосознаваемом уровне, оно ослабляет личность лишая ее способности осознанно творить, оставляя лишь право подчиняться «единственно верному решению». Защита создает правила, лишая человека способности изменяться и, следовательно, развиваться.

 Считается, что в черно-белой палитре психических процессов психологическая защита находится между здоровой саморегуляцией собственного образа жизни и паталогическим пищевым поведением и занимает среднюю, серую зону. В этом контексте одной из важнейших задач совладающего поведения является переход из серой зоны в белый цвет, содержащий все цвета спектра для здорового жизненного творчества.

 

                                                                                                                                             Мищенко Ирина.

Ключевые слова: ,
02 марта 2010 г.
ВХОД В СИСТЕМУ
логин:


пароль:


Регистрация

Восстановление пароля

ГДЕ ЗАНЯТЬСЯ ЙОГОЙ
УКРАИНА
ХАРЬКОВ
КИЕВ
ЧЕРНИГОВ
ПОЛТАВА, КРЕМЕНЧУГ
Славутич
ОДЕССА
КРЫМ: Симферополь
Борисполь
ЧЕРКАССЫ
ЛЬВІВ
МАРИУПОЛЬ
ДНЕПРОПЕТРОВСК
ЗАПОРОЖЬЕ
Бровары
IВАНО-ФРАНКIВСЬК
Евпатория
Дергачи
Краматорск
ЖИТОМИР
ВИННИЦА
СУМЫ
Чугуев
РОССИЯ
КАЛУГА
МОСКВА
БЕЛГОРОД
ТУЛА
РОСТОВ на ДОНУ
НИДЕРЛАНДЫ
Амстердам
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ
ОАЭ
ДУБАЙ
КИТАЙ
ПЕКИН Beijing
ТАЙЛАНД
ПОЛЬША
ДОМИНИКАНА
СИНГАПУР
ГРУЗИЯ
Тбилиси
ЭСТОНИЯ
ИЗРАИЛЬ
Израиль
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
АСПЕКТЫ ЙОГИ
•КЛУБ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
•МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ и ЙОГАТЕРАПИЯ
•УКРАИНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАНЦЕВ
•ЧАКРАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ
•ETHNOTERICA: этнология, культурология, этнография
•ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ХАТХА ЙОГЕ
•ЙОГА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
•ПРАСУ-ЙОГА (йога для беременных)
•ТАНТРА И ЭЗОТЕРИКА ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
•ЭКСТРИМ ТРЕНИНГИ
•YOGA in ENGLISH
•ВРИДДХИ ЙОГА.ЙОГА ДЛЯ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ
•ДЖНАНА ЙОГА
•КАЙЯ ЙОГА
•МЕДИАЙОГА
•ЧАКРАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
•МАССАЖ
•YogaScience