Сергей Мазуркевич. Ангкор. Краткий путеводитель.
Внимание! Только для личного пользования.
Внимание! Охраняется законом об авторском праве. Размещение на других сайтах и перепечатка ТОЛЬКО с разрешения автора.
Мифы о возникновении Камбоджи
1. Индийский царь, разгневанный на своего сына Тонга (Прех Тхонга), выслал его за пределы страны. Долго скитался молодой принц, пока не оказался на острове Кох Тлок, где и повстречал очаровательную девушку Сома, дочь Короля змей Награджа, обитающего на дне морском. Они полюбили друг друга, и отец Сомы, признав их женихом и невестой, в знак расположения выпил всю воду залива, среди которого возвышался остров, построил город и дал новому царству имя Камбоджа.
2. Другая легенда, воспроизведенная на надписи в Мисоне в Чампе (посреди Вьетнама) и в различных описаниях Камбоджи, заменяет принца брахманом Кондинья. Он “женился на змее Сома (Луна), чтобы завершить обряды” и, бросив волшебное копье, которым был вооружен, основал в месте его приземления королевский город, где Сомавамса (Путь Луны), должна была править.
3. Еще одна менее популярная версия трактует происхождение нации как слияние махариши (духовного лидера) Камбу и апсары (небесной девы) Мера, чей союз является символическим относительно гармонии между двумя большими путями, солнечным (Сурявамса) и лунным (Сомавамса). Это особенно заметно в слове Камбаджу - сын Камбу - и отсюда и пошло название "кампучиец".
Общее для всех трех легенд – речь в них идет о том, что кхмеры произошли от слияния пришлых индийцев и местных народностей.
История.
Доангкорский переиод.
Этот период для нас не особо интересен, в том числе, и потому, что кто его точно знает, как тогда все было на самом деле. Но приблизительная картина (воссозданная с помощью древних китайских текстов) такова:
Примерно в начале нашей эры на месте современной Камбоджи была страна Фу-Нань (в третьем столетии “люди страны были все еще голы”). В период с 3-го по 5-е столетия это уже мощное и богатое индуистское королевство, поддерживавшее устойчивые отношения с китайцами (факт, отмеченный многочисленными посольскими миссиями).
В середине 6-ого столетия одно из феодальных княжеств страны (самое мощное из них) Чен-Ла во главе со знатным семейством Камбуджаев объявило о своей независимости и постепенно стало разрастаться. В конце концов, камбуджийцы после ряда сражений захватили столицу королевства Фу-Нан. К седьмому веку Камбоджа подчинила себе большую часть Индокитайского полуострова.
В дальнейшем это королевство разделилось на два конкурирующих государства: прибрежный или нижний Чен-Ла и внутренний или верхний Чен-Ла, расположенный на территориях, расположенных на севере до верхнего Лаоса.
Нижняя Камбуджия подверглась вторжению яванцев и суматрийцев. Примерно до начала 9-го века страна находилась под владычеством индонезийских правителей, а для того, чтобы этому не противились, камбоджийские принцы находились на Явы в качестве заложников. В конце 8–го века одному из них (Джайяварману II) удалось бежать и провозгласить свою страну независимой. С этого момента начинается ангкорский периода.
Ангкорский период.
Древние камбоджийцы писали мелом на пергаменте и листьях пальм. Следствие использования этих недолговечных материалов в условиях тропиков – отсутствие сведений об Ангкоре из кхмерских письменных источников. Но не все так плохо. Во-первых, есть барельефы, которые можно интерпретировать, есть надписи на камнях и есть особо ценные записи китайских путешественников.
Ангкорские барельефы довольно таки информативны и по ним можно узнать многое не только о верованиях местного населения (многие барельефы посвящены индийским мифам и эпосам «Махабхарата» и «Рамаяна»), но и об обыденной жизни камбоджийцев в те далекие времена. Надписи на камнях (стелах, дверных проемах и основаниях зданий) также содержат важную информацию, необходимую для получения представления об истории древних кхмеров.
Однако и барельефы, и надписи на камнях дают только отрывочные сведения и за то, что мы имеем относительно полное представление о происходившем в Ангкоре, мы должны быть благодарны китайцам и их страсти к записыванию всего, что они видят. В 1296 году Ангкор в качестве сопровождающего китайско-монгольского посланника посетил Чеу Та-Куан, чьи “Мемуары на Таможне Камбоджи”, переведенные Полом Пеллиотом и изданные в Бюллетене Французской Школы Дальнего Востока от 1902 являются наиболее полной камбоджийской хроникой. Вот несколько цитат:
“Таможня, обычная всем южным варварам, может быть найдена повсюду в Камбодже, жители которой – люди грубые, уродливые и очень загорелые. Это верно не только для тех, которые живут в отдаленных деревнях морских островов, но обитателей центра. Только придворные дамы и женщины благородных домов белы как нефрит. Их бледность происходит оттого, что они постоянно загораживаются от сильного солнечного света»
“Вообще говоря, женщины, как и мужчины, из одежды имеют на себе только полоску ткани, обвязанную вокруг талии, показывая свои голые груди молочной белизны. Они закрепляют свои волосы узлом, и ходят босиком - даже жены Короля, которых пять, одна из которых живет в центральном дворце и по одной во дворцах, расположенных по четырем сторонам света. Что касается любовниц и девочек дворца, я слышал, что их есть от трех до пяти тысяч, разделенных на различные категории, хотя они и редко видятся вне ворот дворца. Когда семья имеет красивую дочь, то никогда не поздно отослать ее к дворцу”
«В более низкой категории находятся служанки, которые делают работу для дворца, и их, по крайней мере, две тысячи. Они все замужем и живут по всему городу. Волосы их лба высоко выбриты на манер северных людей и украшена ярко-красной точкой, как и на каждом храме. Только этим женщинам разрешают вход во дворец, вход в который запрещен всем, кто имеет более низкий разряд»
«Женщины народы носят волосы в узле, но без шпильки или гребенки или любого другого украшения головы. На руках они носят золотые браслеты, а на пальцах – кольца из золота. Такая мода также есть у женщин дворца и придворных дам. Мужчины и женщины одинаково используют духи, составленные из сандалового дерева, мускуса и других эссенций»
«Вероисповедание Будды – универсально для всех ...»
Но вернемся к историческим событиям.
Джайяварман II объявил себя спустившимся на землю богом (учение о божественности царской власти (ДеваРаджа) он позаимствовал у индонезийцев). Он сновал свою столицу на горе Пном Кулен, в 28 км к северо-востоку от возникшего позже Ангкора. В центре города был построен храм – копия дворца богов. Вокруг храма был вырыт искусственный водоем (символ мирового океана), а пять башен храма изображали гору Меру, куда после смерти своего земного воплощения и должен был вернуться царь-бог.
Джаявармана на королевском престоле сменил вначале его сын, а затем его племянник Индраварман I, чье правление знаменуется постройкой искусственной пирамиды Бэконг (первый памятник из песчаника).
Первым же строителем того Ангкора, который мы знаем, был сын Индравармана – Ясоварман. Он основал столицу к северу от Великого озера и назвал ее Yasodharapura (Ясодхарапура). Впоследствии ее стали называть Ангкор, что значит «город». В новой столице также был воздвигнуть пятибашенный храм.
Ангкор оставался столицей еще несколько веков до времени упадка камбоджийского государства (лишь с 921 по 944 г.г, когда король переехал в Кох Кер, расположенный за сто километров к северо-востоку). Каждый из правителей строил что-то свое, по большей части, красивое и грандиозное, и так город разрастался все больше и больше.
В средние века это был самый большой город в мире. Население столицы одной из величайшей империи составляло более миллиона человек. И это при том, что в те же годы редко в какой из европейских столиц жило более 30 тысяч человек. Добавлю и то, что в Ангкоре были лучшие в мире ирригационные системы, а общая протяжённость только магистральных дорог превышала две тысячи километров. Кхмерские императоры уделяли внимание и тому, что на современном языке называется социальными программами. Так, ученые, изучающие историю Древней Камбоджи уверены, что медицина в ней намного превосходила медицинскую науку Европы того времени. В Ангкоре было более двухсот лечебниц. Штат каждой больницы состоял из двух квалифицированных врачей, шести ассистентов, четырнадцати медсестёр, двух поваров и шести больничных служителей. Интересно, что на нужды здравоохранения работало 838 деревень (они поставляли в больницы рис, мед, сахар, камфару и другие припасы), полностью освобожденных от уплаты налогов и поборов в казну.
Богатство храмов Ангкора поражало воображение современников. Одному из таких культовых сооружений принадлежало 5 тонн золотой и 5 тонн серебряной посуды, 35 крупных бриллиантов, 40 620 жемчужин, 4540 драгоценных камней. В храме жили 2758 жрецов, 2202 послушника и 615 храмовых танцовщиц. Чтобы прокормить всех храмовых служителей и обеспечить их всем необходимым для ежедневных жертвоприношений, на храм работали 3140 деревень с населением почти 80 тысяч человек.
Ангкор, построенный согласно легенде, великим зодчим богов Преа Пущкуом, и сейчас производит мощнейшее впечатление, но можно представить, каким он был 600 лет назад, когда галереи дворцов и храмов были обиты шелком и парчой и повсюду находились изваяний божеств, выполненные из бронзы и резные столбы из драгоценных пород дерева. А главным украшением дворца был, несомненно, трон из пяти сортов сандалового дерева, изукрашенный семью видами драгоценных камней, приносящих счастье.
Фрагмент рассказа «Серебряный браслет Ангкора»:
Именно на том месте, где когда-то находился трон императора я первый раз обратил внимание на то, что со мной ЧТО-ТО происходит. Я на несколько десятков секунд УВИДЕЛ Ангкор таким, каким он был когда-то. Сейчас главный храм Ангкора – Ангкор Ват, несмотря на урон нанесенный временем, дождями и ветрами, поражает своей великолепной симфонией форм, но тогда в далекие времена, неизгладимое впечатление производили и краски – ярусы башен были окрашены в яркие цвета – красный, синий, желтый. Сами же башни тоже были украшены – верхняя часть центральной – позолочена, а верхушки угловых башен – покрыты листовым серебром.
Таким на время предстал предо мной Ангкор… Не прошло и пяти минут, как я вновь «провалился» в прошлое.
На этот раз я УВИДЕЛ выезд императора Джайявармана VII. Впереди процессии выступали знаменосцы с яркими флагами. Следом со свечами в руках шли триста вооруженных женщин из личной охраны царя. За ними носильщики с паланкинами, в которых находились принцессы – дочери Джайявармана. За принцессами двигалась конная гвардия, за ней принцы крови и пять министров на слонах. И завершал процессию белый слон в золотых доспехах. На нем находился сам император, державший в руках меч, усыпанный огромными самоцветами. Добавлю, что именно с императором я и отождествлял себя. Я видел все его глазами. На голове императора сверкала диадема унизанная самоцветами, обнаженную шею и грудь закрывали золотые цепи, на ногах сверкали браслеты. Его (меня) окружали вельможи с белыми зонтиками на золотых ручках. Я откуда-то знал, что эти двадцать зонтиков являлись обиталищами невидимых гениев (гении – небесные жители в индийской мифологии) и символами божественной власти царя. Знал я и то, что министры и принцы имели право на четыре таких зонтика, вельможи царского рода – на два, а управители областей – только на один зонт. Да и как мне не знать это, ведь я был в этот момент ни кем иным как императором Джайяварманом.
Процессия направлялось к храму Байон, на каждой из 52-х башен которого были высечены лица, похожие на лицо императора. В моей голове всплывали неведомые мне ранее знания. Я, конечно, готовился к поездке в Камбоджу, но владел лишь самой приблизительной информацией по Ангкору. Тем не менее, в момент видений мне была известна информация, доступная лишь специалистам. Так, я ЗНАЛ, что шестнадцать главных башен храма Байон – символ шестнадцати провинций, на которые была разделена Камбоджа. Головы, обращенные на четыре стороны, свидетельствовали о власти царя над всеми землями. Центральные башни храма были символом оси мира, стены – символизировали горную цепь, окружавшую земную твердь, а ров вокруг храма – воды мирового океана.
После смерти Джайявармана Седьмого в 1218 году Ангкор начал приходить в упадок. В 13 веке в Ангкоре не было построено ни одного нового храма. Начались распри внутри страны, чем воспользовались сиамцы. Ангкор стал их добычей, а десятилетиями позже –добычей джунглей.
Послеангкорский период.
Почему рухнула одна из крупнейших в истории человечества империй? Есть разные теории. Например, по одной из них беда была в том, что при Джайявармане Седьмом кхмеры сменили религию и от Индуизма перешли к Буддизму с его пацифизмом и утратили былую воинственность, помогавшую им отстаивать рубежи своего государства. По другой, еще более экзотической версии, один из императоров, оскорбленный сыном кого-то из жрецов, приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. Это привело к тому, что бог, которому служил жрец, пришел в ярость и вывел озеро из берегов, сокрушив тем самым Ангкор.
В Европе впервые услышали об Ангкоре от испанского миссионера Марцелло Рибаденейро. В 1601 году он бродил по камбоджийским джунглям в поисках язычников для обращения в христианство и натолкнулся на развалины храмов. Сопровождавшие его кхмеры ничего рассказать ему об этом не могли. Миссионер был человек грамотный и знал, что камбоджийцы каменных домов не строят (по древним традициям каменные здания воздвигались только для богов и даже для царя жилище делалось из дерева) и предположил, что найденные им развалины – остатки древних городов построенных или Александром Македонским или римлянами. В Европе ему нетто что бы не поверили, но как-то особого внимания его рассказам не предали и на долгие годы об Ангкоре забыли.
И только 250 лет спустя на древние развалины наткнулся другой миссионер, на этот раз французский -- Шарль Эмиль Буйво. Он писал; «Я обнаружил величественные развалины — все, что осталось, по словам местных жителей, от королевского дворца. На стенах, покрытых резьбой снизу доверху, я увидел изображения батальных сцен. В сражении участвовали люди верхом на слонах, одни воины были вооружены дубинками и копьями, другие стреляли из луков сразу тремя стрелами».
А десять лет спустя в Ангкор попал французский натуралист Анри Муо. Согласно легенде он просто заблудился в джунглях. Ситуация усугублялась приступом малярийной лихорадки. Француз искал выход хоть к какой-нибудь деревне. Но когда посреди джунглей он увидел величественные башни Ангкор Вата, ученый подумал, что это галлюцинация, «подаренная» ему малярией. Спустя год он умер от этой болезни в Лаосе, но успел переправить рукописи с подробным описанием храмов в Европу. В 1866 году его соотечественник Луи Делапорт сделал зарисовки храмов, и Европа «влюбилась» в Ангкор (кстати, здесь бывал Киплинг и Ангкор Ват является прообразом города обезьян в «Маугли»).
Отмечу, что «Путешествие в Сиам и Камбоджу» Анри Муо было опубликовано на десять лет позже отчета, написанного миссионером Шарлем-Эмилем Буллево, но сочинения испанца остались малоизвестными, а француз с тех пор числится первооткрывателем Ангкора.
С подачи Анри Муо и Луи Делапорта Ангкором заинтересовались французские ученые. А после того как образцы кхмерского искусства были выставлены на Парижской всемирной выставке 1878 году в Ангкор отправились несколько французских археологических экспедиций. В 1901 году был образован Французский Институт Дальнего Вое-тока (Ecole Francaise d’Extreme Orient), основной задачей которого было изучение памятников Кхмерской империи. Еще через некоторое время до Ангкора добрались первые богатые европейские туристы и коллекционеры, сразу же начавшие вывозить все, что только можно было вывезти и в особенности то, что нельзя было вывозить. Учитывая то, что политической стабильности в Камбодже не было вплоть до начала 21-го века, можно представить масштабы расхищения ценностей Ангкора.
В 1992 году, когда Ангкор был внесен в Список всемирного наследия, ЮНЕСКО счел кхмерскую столицу также памятником, находящимся под угрозой уничтожения. Сейчас храмовый комплекс охраняется хорошо (к тому же, более 7000 статуй отсюда отправлены в запасники, а на их месте стоят современные копии), но, думаю, что и в наше время воровство предметов искусства продолжается. Слишком большой соблазн для живущих в подавляющем большинстве в бедности камбоджийцев.
Интересно, что те огромные деньги, которые платят за посещение Ангкора многочисленные туристы (с каждым годом их все больше) идут не государству, а владельцу Ангкора нефтяной компании «Сокимекс» (Sokimex). Нефтяники, в свою очередь ежегодно выплачивают государству от одного до трех миллионов долларов *в разных источниках, разные цифры).
Добавлю еще и то, что храмовый комплекс Ангкора является самым большим в мире и занимают площадь около 200 кв. км. Всего здесь сохранилось около 100 дворцов и храмов. Любопытно, что над разными храмами шефствуют (и финансово поддерживают) разные государства. Так, храм Пре Кхан восстанавливали американцы, Террасу слонов — французы, Пре Руп — итальянцы, Байон — японцы.
Храмы.
Храмовый комплекс Ангкор – это жемчужина не только Камбоджи, но и всей Юго-Восточной Азии. Я объездил практически всю Индию. Я видел великолепные форты, дворцы и храмы, которыми так славится эта удивительная страна. Я видел прекрасные храмы и дворцы Непала, Лаоса, Таиланда и, казалось, готов был ко всему. Но Ангкор, признаюсь, меня потряс. Ничего подобного раньше мне видеть не приходилось. Это был классический «мертвый город», своим величием и грандиозностью намного превосходивший другие «затерянные города», которые я посещал в той же Индии. Особое очарование Ангкору придавали храмы, которые не стали полностью очищать от джунглей. Стены и башни этих храмов выглядывали из-под корней многовековых деревьев. Сочетание величия творений человеческих рук и еще большего величия Природы пробирало до глубины души. А храм Байон с его 52 башнями, с изображенными на них лицами Бодхисаттвы Авалокитешвары? В нем меня ни на секунду не оставляло впечатление, что эти лица следят за каждым моим движением и легкая улыбка на них адресована лично мне. И даже толпы китайских туристов не могли помешать погружению в очарование этого удивительного места.
Ангкор Ват
Традиционно считается храмом номер один. И вполне заслуженно. Это не только самая большая культовая постройка в мире (впрочем, не уверен, т.к. некоторые южноиндийские храмы представляют собой целые маленькие города), но и настоящий архитектурный шедевр. Площадь храма около 2-х квадратных километров. Три башни храма (всего их пять), самая высокая, из которых высотой 65 метров, изображены на национальном флаге Камбоджи.
Храм Ангкор Ват был построен в 12-м веке императором Сурьяварманом II (1112-1152 гг.) в честь индуистского бога Вишну. 50 тысяч зодчих строили этот храм в течение 37-ми лет. Также, как и другие храмы Ангкора он символизирует священную гору Меру. При строительстве храма использовалась индийская наука Васту (нечто подобное фен-шую, по некоторым данным последний из Васту и развился). Расстояния между разными архитектурными элементами храма рассчитывались в соответствии с индуистской мифологией и космологией, положением звезд и планет, углом падения солнечного света и временем года. Отсюда и высочайшая эстетическая привлекательность сооружения.
Особую ценность представляют 800 метров мастерски выполненных барельефов украшающих центральный храм по периметру. Здесь и сцены из Махабхараты (побоище на поле Куру); и сцены из Рамаяны, и картинки индийских мифов (пахтание Океана -- 88 демонов асуров и 92 бога, использую змея Шешу как веревку и гору Меру, как мутовку превращают море в масло, чтобы добыть эликсир бессмертия); и аллегорические изображения рая и ада; и деяния самого Сурьявармана II (верхом на слоне вместе со своей огромной армией).
Украшением храма являются и многочисленные изображения апсар (небесных танцовщиц), существ даже в каменном воплощении чрезвычайно фотогеничных.
И если говорить о фотографировании, то для того, чтобы в кадр попали все пять башен Ангкор Вата нужно еще постараться. Дело в том, что древние зодчие считали, что все башни попадая одновременно в поле зрения лишают храм его величия и «спрятали» две башни. И направляясь в Ангкор или по западной или по восточной дороге мы идем к святилищу точно по центральной оси и поэтому видим только три башни, т.к. передние башни заслоняют собой задние. Получается трезубец. Вот так, храм посвящен Вишну, но собой напоминает один их атрибутов бога Шивы.
Очень красив рассвет в Ангкор Вате. Два раза я пытался его сфотографировать, но оба раза погода была для этого не подходящей. Собственно говоря, она там почти всегда такая, но некоторым все-таки удается сделать фото встающего над Ангкором светила.
Байон.
Мой любимый храм в Ангкоре. Самое таинственное и мистическое место в храмовом комплексе.
Один из немногих буддистских храмов. Воздвигнут в период правления Джаявармана VII (1181–1201 гг.), когда на смену индуизму пришел буддизм. Представляет собой трехуровневое здание, с основанием 140 на 160 м. Высота центральной башни 45 метров. Главное украшение храма – 52 квадратные башни, расположенные на разных уровнях и имеющие разную высоту, на каждой стороне этих башен изображено лицо бодхисатвы Авалокитешвары. Высота этих лиц с легкими загадочными улыбками до 2,5 метров. Историки считают, что образцом для всех этих лиц было лицо самого императора Джаявармана VII.
Есть здесь и барельефы, не столь впечатляющие как в Ангкор Вате, но весьма достойные. Они повествуют об обыденной жизни обитателей Ангкора, а также о военных действиях, предпринятых Джаяварманом против чамов, традиционных врагов кхмеров.
Издали Байон напоминает груду камней, но стоит подобраться к нему поближе, как он преображается. Где бы вы не находились на территории храма, Авалокитешвара смотрит на вас с легкой всепонимающей и всепринимающей улыбкой. Прекрасное место для самого разного рода медитаций, если, конечно, на этот момент в Байоне нет групп китайских или японских туристов (что бывает не так уж часто).
Та Пром
Наряду с Ангкор Ваттом и Байоном – обязательное место посещения. Здесь можно получить представление о том, как выглядел весь Ангкор до начала его очищения от джунглей. Величественные деревья оплетают своими корнями стены и постройки, казавшиеся их строителям вечными и незыблемыми. Здесь как нигде в другом месте остро чувствуется мощь Природы и место в ней ее самозваного «повелителя».
Построен Та Пром был все тем же Джаяварманом VII в память о своей матери. Это был крупнейший буддийский монастырь империи, где жило 3000 монахов, и в котором на праздники собиралось до 80 000 человек.
Пном Бакенг
Пном на кхмерском языке означает «холм». Холм по имени Бакенг – любимое место фотографирования заката туристами. Кроме того, здесь находится один из первых храмов, построенных в Ангкоре. Его строительство относят ко времени правления короля Ясовармана I (889-910 гг.). После Ангкор Вата, Байона и Та Прома сам храм впечатляет не сильно, но виды с него действительно красивые.
Терраса Слонов
В годы расцвета кхмерской империи эта терраса длиной в 350 метров служила площадью для праздничных церемоний и преддверием Королевского зала для публичных аудиенций. В центре основной стены множество каменных фигур птицы Гаруды и львов в человеческий рост. По краям ее две части знаменитого каменного Парада Слонов. Сам же дворец Джаявармана VII построенный из дерева не сохранился, также, как и другие деревянные постройки того времени, что, впрочем, не удивительно если помнить о климате Камбоджи. Путешественники же описывали этот дворец как один из самых прекрасных в мире.
Терраса прокаженного короля
Расположена немного северней Террасы Слонов. Это платформа высотой 7 метров. Наверху стоит статуя (кто-то считает, что это каменное изображение бога Шивы, кто-то утверждает, что это «одна из тайн Ангкора»). Стена с внешней стороны украшена фигурами сидящих апсар — небесных танцовщиц. Очень красивые барельефы и фигуры находятся с южной стороны Террасы.
Бантеай Среи
Одно из самых замечательных мест в Ангкоре. Бантеай Срей был построен в конце X века. Это индуистский храм из розового песчанника, посвященный богу Шиве. Его главное украшение – воздушная резьба по камню, по мнению некоторых исследователей «самая тонкая и изящная резьба по камню во всей Камбодже, а может быть и во всей ЮВА».
Кбал Спеан
В этом местечке в горах неподалеку от Ангкор Ват находится речушка, на каменном дне которой вырезаны 1000 шива-лингамов, которые должны были освещать воды этой реки, текущей в Ангкор-Ват. Есть там не только лингамы, но и целые барельефные композиции. В этом замечательном месте в прохладе тропических лесов цари Ангкора наслаждались отдыхом после наполненной заботами и тревогами дворцовой жизни.
Храмовая группа Ролуос.
В этом месте находилась столица короля Джаявармана II, считающегося основателем кхмерского государства. Все храмы комплекса Ролуос построены в конце IX века (в 877–89 годах) – храм Преах Ко, храм Лолей с действующим и поныне буддийским монастырём, храм Баконг, имеющий пятиуровневую архитектуру и окружённый тремя стенами, причем между первой и второй стенами находится еще и ров.
|