English Йога Комментарии Андрея Сафронова Аспекты йоги Клуб путешественников Фотогалерея Библиотека Контакты Форум Блоги

  Библиотека
Искать: 
В Нашей библиотеке представлены материалы по йоге,
а также вспомогательные материалы к другим разделам сайта.
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующую Вас информацию.

Ангкор. Краткий путеводитель.

                        Сергей Мазуркевич. Ангкор. Краткий путеводитель.

Внимание! Только для личного пользования.

Внимание! Охраняется законом об авторском праве. Размещение на других сайтах и перепечатка ТОЛЬКО с разрешения автора. 

                    Мифы о возникновении Камбоджи

1. Индийский царь, разгневанный на своего сына Тонга (Прех Тхонга), выслал его за пределы страны. Долго скитался молодой принц, пока не оказался на острове Кох Тлок, где и повстречал очаровательную девушку Сома, дочь Короля змей Награджа, обитающего на дне морском. Они полюбили друг друга, и отец Сомы, признав их женихом и невестой, в знак расположения выпил всю воду залива, среди которого возвышался остров, построил город и дал новому царству имя Камбоджа.

2. Другая легенда, воспроизведенная на надписи в Мисоне в Чампе (посреди Вьетнама) и в различных описаниях Камбоджи, заменяет принца брахманом Кондинья. Он “женился на змее Сома (Луна), чтобы завершить обряды” и, бросив волшебное копье, которым был вооружен, основал в месте его приземления королевский город, где Сомавамса (Путь Луны), должна была править.

3. Еще одна менее популярная версия трактует происхождение нации как слияние махариши (духовного лидера) Камбу и апсары (небесной девы) Мера, чей союз является символическим относительно гармонии между двумя большими путями, солнечным (Сурявамса) и лунным (Сомавамса). Это особенно заметно в слове Камбаджу - сын Камбу - и отсюда и пошло название "кампучиец".

Общее для всех трех легенд – речь в них идет о том, что кхмеры произошли от слияния пришлых индийцев и местных народностей. 

                История. 

    Доангкорский переиод.

Этот период для нас не особо интересен, в том числе, и потому, что кто его точно знает, как тогда все было на самом деле. Но приблизительная картина (воссозданная с помощью древних китайских текстов) такова:

Примерно в начале нашей эры на месте современной Камбоджи была страна Фу-Нань (в третьем столетии “люди страны были все еще голы”). В период с 3-го по 5-е столетия это уже мощное и богатое индуистское королевство, поддерживавшее устойчивые отношения с китайцами (факт, отмеченный многочисленными посольскими миссиями).

В середине 6-ого столетия одно из феодальных княжеств страны (самое мощное из них) Чен-Ла во главе со знатным семейством Камбуджаев объявило о своей независимости и постепенно стало разрастаться. В конце концов, камбуджийцы после ряда сражений захватили столицу королевства Фу-Нан. К седьмому веку Камбоджа подчинила себе большую часть Индокитайского полуострова.

В дальнейшем это королевство разделилось на два конкурирующих государства: прибрежный или нижний Чен-Ла и внутренний или верхний Чен-Ла, расположенный на территориях, расположенных на севере до верхнего Лаоса.

Нижняя Камбуджия подверглась вторжению яванцев и суматрийцев. Примерно до начала 9-го века страна находилась под владычеством индонезийских правителей, а для того, чтобы этому не противились, камбоджийские принцы находились на Явы в качестве заложников. В конце 8–го века одному из них (Джайяварману II) удалось бежать и провозгласить свою страну независимой. С этого момента начинается ангкорский периода. 

    Ангкорский период.

Древние камбоджийцы писали мелом на пергаменте и листьях пальм. Следствие использования этих недолговечных материалов в условиях тропиков – отсутствие сведений об Ангкоре из кхмерских письменных источников. Но не все так плохо. Во-первых, есть барельефы, которые можно интерпретировать, есть надписи на камнях и есть особо ценные записи китайских путешественников.

Ангкорские барельефы довольно таки информативны и по ним можно узнать многое не только о верованиях местного населения (многие барельефы посвящены индийским мифам и эпосам «Махабхарата» и «Рамаяна»), но и об обыденной жизни камбоджийцев в те далекие времена. Надписи на камнях (стелах, дверных проемах и основаниях зданий) также содержат важную информацию, необходимую для получения представления об истории древних кхмеров.

Однако и барельефы, и надписи на камнях дают только отрывочные сведения и за то, что мы имеем относительно полное представление о происходившем в Ангкоре, мы должны быть благодарны китайцам и их страсти к записыванию всего, что они видят. В 1296 году Ангкор в качестве сопровождающего китайско-монгольского посланника посетил Чеу Та-Куан, чьи “Мемуары на Таможне Камбоджи”, переведенные Полом Пеллиотом и изданные в Бюллетене Французской Школы Дальнего Востока от 1902 являются наиболее полной камбоджийской хроникой. Вот несколько цитат:

“Таможня, обычная всем южным варварам, может быть найдена повсюду в Камбодже, жители которой – люди грубые, уродливые и очень загорелые. Это верно не только для тех, которые живут в отдаленных деревнях морских островов, но обитателей центра. Только придворные дамы и женщины благородных домов белы как нефрит. Их бледность происходит оттого, что они постоянно загораживаются от сильного солнечного света»

“Вообще говоря, женщины, как и мужчины, из одежды имеют на себе только полоску ткани, обвязанную вокруг талии, показывая свои голые груди молочной белизны. Они закрепляют свои волосы узлом, и ходят босиком - даже жены Короля, которых пять, одна из которых живет в центральном дворце и по одной во дворцах, расположенных по четырем сторонам света. Что касается любовниц и девочек дворца, я слышал, что их есть от трех до пяти тысяч, разделенных на различные категории, хотя они и редко видятся вне ворот дворца. Когда семья имеет красивую дочь, то никогда не поздно отослать ее к дворцу”

«В более низкой категории находятся служанки, которые делают работу для дворца, и их, по крайней мере, две тысячи. Они все замужем и живут по всему городу. Волосы их лба высоко выбриты на манер северных людей и украшена ярко-красной точкой, как и на каждом храме. Только этим женщинам разрешают вход во дворец, вход в который запрещен всем, кто имеет более низкий разряд»

«Женщины народы носят волосы в узле, но без шпильки или гребенки или любого другого украшения головы. На руках они носят золотые браслеты, а на пальцах – кольца из золота. Такая мода также есть у женщин дворца и придворных дам. Мужчины и женщины одинаково используют духи, составленные из сандалового дерева, мускуса и других эссенций»

«Вероисповедание Будды – универсально для всех ...»

Но вернемся к историческим событиям.

Джайяварман II объявил себя спустившимся на землю богом (учение о божественности царской власти (ДеваРаджа) он позаимствовал у индонезийцев). Он сновал свою столицу на горе Пном Кулен, в 28 км к северо-востоку от возникшего позже Ангкора. В центре города был построен храм – копия дворца богов. Вокруг храма был вырыт искусственный водоем (символ мирового океана), а пять башен храма изображали гору Меру, куда после смерти своего земного воплощения и должен был вернуться царь-бог.

Джаявармана на королевском престоле сменил вначале его сын, а затем его племянник Индраварман I, чье правление знаменуется постройкой искусственной пирамиды Бэконг (первый памятник из песчаника).

Первым же строителем того Ангкора, который мы знаем, был сын Индравармана – Ясоварман. Он основал столицу к северу от Великого озера и назвал ее Yasodharapura (Ясодхарапура). Впоследствии ее стали называть Ангкор, что значит «город». В новой столице также был воздвигнуть пятибашенный храм.

Ангкор оставался столицей еще несколько веков до времени упадка камбоджийского государства (лишь с 921 по 944 г.г, когда король переехал в Кох Кер, расположенный за сто километров к северо-востоку). Каждый из правителей строил что-то свое, по большей части, красивое и грандиозное, и так город разрастался все больше и больше.

В средние века это был самый большой город в мире. Население столицы одной из величайшей империи составляло более миллиона человек. И это при том, что в те же годы редко в какой из европейских столиц жило более 30 тысяч человек. Добавлю и то, что в Ангкоре были лучшие в мире ирригационные системы, а общая протяжённость только магистральных дорог превышала две тысячи километров. Кхмерские императоры уделяли внимание и тому, что на современном языке называется социальными программами. Так, ученые, изучающие историю Древней Камбоджи уверены, что медицина в ней намного превосходила медицинскую науку Европы того времени. В Ангкоре было более двухсот лечебниц. Штат каждой больницы состоял из двух квалифицированных врачей, шести ассистентов, четырнадцати медсестёр, двух поваров и шести больничных служителей. Интересно, что на нужды здравоохранения работало 838 деревень (они поставляли в больницы рис, мед, сахар, камфару и другие припасы), полностью освобожденных от уплаты налогов и поборов в казну.

Богатство храмов Ангкора поражало воображение современников. Одному из таких культовых сооружений принадлежало 5 тонн золотой и 5 тонн серебряной посуды, 35 крупных бриллиантов, 40 620 жемчужин, 4540 драгоценных камней. В храме жили 2758 жрецов, 2202 послушника и 615 храмовых танцовщиц. Чтобы прокормить всех храмовых служителей и обеспечить их всем необходимым для ежедневных жертвоприношений, на храм работали 3140 деревень с населением почти 80 тысяч человек.

Ангкор, построенный согласно легенде, великим зодчим богов Преа Пущкуом, и сейчас производит мощнейшее впечатление, но можно представить, каким он был 600 лет назад, когда галереи дворцов и храмов были обиты шелком и парчой и повсюду находились изваяний божеств, выполненные из бронзы и резные столбы из драгоценных пород дерева. А главным украшением дворца был, несомненно, трон из пяти сортов сандалового дерева, изукрашенный семью видами драгоценных камней, приносящих счастье.

Фрагмент рассказа «Серебряный браслет Ангкора»:

Именно на том месте, где когда-то находился трон императора я первый раз обратил внимание на то, что со мной ЧТО-ТО происходит. Я на несколько десятков секунд УВИДЕЛ Ангкор таким, каким он был когда-то. Сейчас главный храм Ангкора – Ангкор Ват, несмотря на урон нанесенный временем, дождями и ветрами, поражает своей великолепной симфонией форм, но тогда в далекие времена, неизгладимое впечатление производили и краски – ярусы башен были окрашены в яркие цвета – красный, синий, желтый. Сами же башни тоже были украшены – верхняя часть центральной – позолочена, а верхушки угловых башен – покрыты листовым серебром.

Таким на время предстал предо мной Ангкор… Не прошло и пяти минут, как я вновь «провалился» в прошлое.

На этот раз я УВИДЕЛ выезд императора Джайявармана VII. Впереди процессии выступали знаменосцы с яркими флагами. Следом со свечами в руках шли триста вооруженных женщин из личной охраны царя. За ними носильщики с паланкинами, в которых находились принцессы – дочери Джайявармана. За принцессами двигалась конная гвардия, за ней принцы крови и пять министров на слонах. И завершал процессию белый слон в золотых доспехах. На нем находился сам император, державший в руках меч, усыпанный огромными самоцветами. Добавлю, что именно с императором я и отождествлял себя. Я видел все его глазами. На голове императора сверкала диадема унизанная самоцветами, обнаженную шею и грудь закрывали золотые цепи, на ногах сверкали браслеты. Его (меня) окружали вельможи с белыми зонтиками на золотых ручках. Я откуда-то знал, что эти двадцать зонтиков являлись обиталищами невидимых гениев (гении – небесные жители в индийской мифологии) и символами божественной власти царя. Знал я и то, что министры и принцы имели право на четыре таких зонтика, вельможи царского рода – на два, а управители областей – только на один зонт. Да и как мне не знать это, ведь я был в этот момент ни кем иным как императором Джайяварманом.

Процессия направлялось к храму Байон, на каждой из 52-х башен которого были высечены лица, похожие на лицо императора. В моей голове всплывали неведомые мне ранее знания. Я, конечно, готовился к поездке в Камбоджу, но владел лишь самой приблизительной информацией по Ангкору. Тем не менее, в момент видений мне была известна информация, доступная лишь специалистам. Так, я ЗНАЛ, что шестнадцать главных башен храма Байон – символ шестнадцати провинций, на которые была разделена Камбоджа. Головы, обращенные на четыре стороны, свидетельствовали о власти царя над всеми землями. Центральные башни храма были символом оси мира, стены – символизировали горную цепь, окружавшую земную твердь, а ров вокруг храма – воды мирового океана.


После смерти Джайявармана Седьмого в 1218 году Ангкор начал приходить в упадок. В 13 веке в Ангкоре не было построено ни одного нового храма. Начались распри внутри страны, чем воспользовались сиамцы. Ангкор стал их добычей, а десятилетиями позже –добычей джунглей. 

    Послеангкорский период.

Почему рухнула одна из крупнейших в истории человечества империй? Есть разные теории. Например, по одной из них беда была в том, что при Джайявармане Седьмом кхмеры сменили религию и от Индуизма перешли к Буддизму с его пацифизмом и утратили былую воинственность, помогавшую им отстаивать рубежи своего государства. По другой, еще более экзотической версии, один из императоров, оскорбленный сыном кого-то из жрецов, приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. Это привело к тому, что бог, которому служил жрец, пришел в ярость и вывел озеро из берегов, сокрушив тем самым Ангкор.

В Европе впервые услышали об Ангкоре от испанского миссионера Марцелло Рибаденейро. В 1601 году он бродил по камбоджийским джунглям в поисках язычников для обращения в христианство и натолкнулся на развалины храмов. Сопровождавшие его кхмеры ничего рассказать ему об этом не могли. Миссионер был человек грамотный и знал, что камбоджийцы каменных домов не строят (по древним традициям каменные здания воздвигались только для богов и даже для царя жилище делалось из дерева) и предположил, что найденные им развалины – остатки древних городов построенных или Александром Македонским или римлянами. В Европе ему нетто что бы не поверили, но как-то особого внимания его рассказам не предали и на долгие годы об Ангкоре забыли.

И только 250 лет спустя на древние развалины наткнулся другой миссионер, на этот раз французский -- Шарль Эмиль Буйво. Он писал; «Я обнаружил величественные развалины — все, что осталось, по словам местных жителей, от королевского дворца. На стенах, покрытых резьбой снизу доверху, я увидел изображения батальных сцен. В сражении участвовали люди верхом на слонах, одни воины были вооружены дубинками и копьями, другие стреляли из луков сразу тремя стрелами».

А десять лет спустя в Ангкор попал французский натуралист Анри Муо. Согласно легенде он просто заблудился в джунглях. Ситуация усугублялась приступом малярийной лихорадки. Француз искал выход хоть к какой-нибудь деревне. Но когда посреди джунглей он увидел величественные башни Ангкор Вата, ученый подумал, что это галлюцинация, «подаренная» ему малярией. Спустя год он умер от этой болезни в Лаосе, но успел переправить рукописи с подробным описанием храмов в Европу. В 1866 году его соотечественник Луи Делапорт сделал зарисовки храмов, и Европа «влюбилась» в Ангкор (кстати, здесь бывал Киплинг и Ангкор Ват является прообразом города обезьян в «Маугли»).

Отмечу, что «Путешествие в Сиам и Камбоджу» Анри Муо было опубликовано на десять лет позже отчета, написанного миссионером Шарлем-Эмилем Буллево, но сочинения испанца остались малоизвестными, а француз с тех пор числится первооткрывателем Ангкора.

С подачи Анри Муо и Луи Делапорта Ангкором заинтересовались французские ученые. А после того как образцы кхмерского искусства были выставлены на Парижской всемирной выставке 1878 году в Ангкор отправились несколько французских археологических экспедиций. В 1901 году был образован Французский Институт Дальнего Вое-тока (Ecole Francaise d’Extreme Orient), основной задачей которого было изучение памятников Кхмерской империи. Еще через некоторое время до Ангкора добрались первые богатые европейские туристы и коллекционеры, сразу же начавшие вывозить все, что только можно было вывезти и в особенности то, что нельзя было вывозить. Учитывая то, что политической стабильности в Камбодже не было вплоть до начала 21-го века, можно представить масштабы расхищения ценностей Ангкора.

В 1992 году, когда Ангкор был внесен в Список всемирного наследия, ЮНЕСКО счел кхмерскую столицу также памятником, находящимся под угрозой уничтожения. Сейчас храмовый комплекс охраняется хорошо (к тому же, более 7000 статуй отсюда отправлены в запасники, а на их месте стоят современные копии), но, думаю, что и в наше время воровство предметов искусства продолжается. Слишком большой соблазн для живущих в подавляющем большинстве в бедности камбоджийцев.

Интересно, что те огромные деньги, которые платят за посещение Ангкора многочисленные туристы (с каждым годом их все больше) идут не государству, а владельцу Ангкора нефтяной компании «Сокимекс» (Sokimex). Нефтяники, в свою очередь ежегодно выплачивают государству от одного до трех миллионов долларов *в разных источниках, разные цифры).

Добавлю еще и то, что храмовый комплекс Ангкора является самым большим в мире и занимают площадь около 200 кв. км. Всего здесь сохранилось около 100 дворцов и храмов. Любопытно, что над разными храмами шефствуют (и финансово поддерживают) разные государства. Так, храм Пре Кхан восстанавливали американцы, Террасу слонов — французы, Пре Руп — итальянцы, Байон — японцы. 


                                                    Храмы.

Храмовый комплекс Ангкор – это жемчужина не только Камбоджи, но и всей Юго-Восточной Азии. Я объездил практически всю Индию. Я видел великолепные форты, дворцы и храмы, которыми так славится эта удивительная страна. Я видел прекрасные храмы и дворцы Непала, Лаоса, Таиланда и, казалось, готов был ко всему. Но Ангкор, признаюсь, меня потряс. Ничего подобного раньше мне видеть не приходилось. Это был классический «мертвый город», своим величием и грандиозностью намного превосходивший другие «затерянные города», которые я посещал в той же Индии. Особое очарование Ангкору придавали храмы, которые не стали полностью очищать от джунглей. Стены и башни этих храмов выглядывали из-под корней многовековых деревьев. Сочетание величия творений человеческих рук и еще большего величия Природы пробирало до глубины души. А храм Байон с его 52 башнями, с изображенными на них лицами Бодхисаттвы Авалокитешвары? В нем меня ни на секунду не оставляло впечатление, что эти лица следят за каждым моим движением и легкая улыбка на них адресована лично мне. И даже толпы китайских туристов не могли помешать погружению в очарование этого удивительного места. 

                Ангкор Ват

Традиционно считается храмом номер один. И вполне заслуженно. Это не только самая большая культовая постройка в мире (впрочем, не уверен, т.к. некоторые южноиндийские храмы представляют собой целые маленькие города), но и настоящий архитектурный шедевр. Площадь храма около 2-х квадратных километров. Три башни храма (всего их пять), самая высокая, из которых высотой 65 метров, изображены на национальном флаге Камбоджи.

Храм Ангкор Ват был построен в 12-м веке императором Сурьяварманом II (1112-1152 гг.) в честь индуистского бога Вишну. 50 тысяч зодчих строили этот храм в течение 37-ми лет. Также, как и другие храмы Ангкора он символизирует священную гору Меру. При строительстве храма использовалась индийская наука Васту (нечто подобное фен-шую, по некоторым данным последний из Васту и развился). Расстояния между разными архитектурными элементами храма рассчитывались в соответствии с индуистской мифологией и космологией, положением звезд и планет, углом падения солнечного света и временем года. Отсюда и высочайшая эстетическая привлекательность сооружения.

Особую ценность представляют 800 метров мастерски выполненных барельефов украшающих центральный храм по периметру. Здесь и сцены из Махабхараты (побоище на поле Куру); и сцены из Рамаяны, и картинки индийских мифов (пахтание Океана -- 88 демонов асуров и 92 бога, использую змея Шешу как веревку и гору Меру, как мутовку превращают море в масло, чтобы добыть эликсир бессмертия); и аллегорические изображения рая и ада; и деяния самого Сурьявармана II (верхом на слоне вместе со своей огромной армией).

Украшением храма являются и многочисленные изображения апсар (небесных танцовщиц), существ даже в каменном воплощении чрезвычайно фотогеничных.

И если говорить о фотографировании, то для того, чтобы в кадр попали все пять башен Ангкор Вата нужно еще постараться. Дело в том, что древние зодчие считали, что все башни попадая одновременно в поле зрения лишают храм его величия и «спрятали» две башни. И направляясь в Ангкор или по западной или по восточной дороге мы идем к святилищу точно по центральной оси и поэтому видим только три башни, т.к. передние башни заслоняют собой задние. Получается трезубец. Вот так, храм посвящен Вишну, но собой напоминает один их атрибутов бога Шивы.

Очень красив рассвет в Ангкор Вате. Два раза я пытался его сфотографировать, но оба раза погода была для этого не подходящей. Собственно говоря, она там почти всегда такая, но некоторым все-таки удается сделать фото встающего над Ангкором светила. 


                        Байон.

Мой любимый храм в Ангкоре. Самое таинственное и мистическое место в храмовом комплексе.

Один из немногих буддистских храмов. Воздвигнут в период правления Джаявармана VII (1181–1201 гг.), когда на смену индуизму пришел буддизм. Представляет собой трехуровневое здание, с основанием 140 на 160 м. Высота центральной башни 45 метров. Главное украшение храма – 52 квадратные башни, расположенные на разных уровнях и имеющие разную высоту, на каждой стороне этих башен изображено лицо бодхисатвы Авалокитешвары. Высота этих лиц с легкими загадочными улыбками до 2,5 метров. Историки считают, что образцом для всех этих лиц было лицо самого императора Джаявармана VII.

Есть здесь и барельефы, не столь впечатляющие как в Ангкор Вате, но весьма достойные. Они повествуют об обыденной жизни обитателей Ангкора, а также о военных действиях, предпринятых Джаяварманом против чамов, традиционных врагов кхмеров.

Издали Байон напоминает груду камней, но стоит подобраться к нему поближе, как он преображается. Где бы вы не находились на территории храма, Авалокитешвара смотрит на вас с легкой всепонимающей и всепринимающей улыбкой. Прекрасное место для самого разного рода медитаций, если, конечно, на этот момент в Байоне нет групп китайских или японских туристов (что бывает не так уж часто). 

                        Та Пром

Наряду с Ангкор Ваттом и Байоном – обязательное место посещения. Здесь можно получить представление о том, как выглядел весь Ангкор до начала его очищения от джунглей. Величественные деревья оплетают своими корнями стены и постройки, казавшиеся их строителям вечными и незыблемыми. Здесь как нигде в другом месте остро чувствуется мощь Природы и место в ней ее самозваного «повелителя».

Построен Та Пром был все тем же Джаяварманом VII в память о своей матери. Это был крупнейший буддийский монастырь империи, где жило 3000 монахов, и в котором на праздники собиралось до 80 000 человек.

Пном Бакенг

Пном на кхмерском языке означает «холм». Холм по имени Бакенг – любимое место фотографирования заката туристами. Кроме того, здесь находится один из первых храмов, построенных в Ангкоре. Его строительство относят ко времени правления короля Ясовармана I (889-910 гг.). После Ангкор Вата, Байона и Та Прома сам храм впечатляет не сильно, но виды с него действительно красивые. 

            Терраса Слонов

В годы расцвета кхмерской империи эта терраса длиной в 350 метров служила площадью для праздничных церемоний и преддверием Королевского зала для публичных аудиенций. В центре основной стены множество каменных фигур птицы Гаруды и львов в человеческий рост. По краям ее две части знаменитого каменного Парада Слонов.
Сам же дворец Джаявармана VII построенный из дерева не сохранился, также, как и другие деревянные постройки того времени, что, впрочем, не удивительно если помнить о климате Камбоджи. Путешественники же описывали этот дворец как один из самых прекрасных в мире. 

            Терраса прокаженного короля

Расположена немного северней Террасы Слонов. Это платформа высотой 7 метров. Наверху стоит статуя (кто-то считает, что это каменное изображение бога Шивы, кто-то утверждает, что это «одна из тайн Ангкора»). Стена с внешней стороны украшена фигурами сидящих апсар — небесных танцовщиц. Очень красивые барельефы и фигуры находятся с южной стороны Террасы.

                            Бантеай Среи

Одно из самых замечательных мест в Ангкоре. Бантеай Срей был построен в конце X века. Это индуистский храм из розового песчанника, посвященный богу Шиве. Его главное украшение – воздушная резьба по камню, по мнению некоторых исследователей «самая тонкая и изящная резьба по камню во всей Камбодже, а может быть и во всей ЮВА». 

                        Кбал Спеан

В этом местечке в горах неподалеку от Ангкор Ват находится речушка, на каменном дне которой вырезаны 1000 шива-лингамов, которые должны были освещать воды этой реки, текущей в Ангкор-Ват. Есть там не только лингамы, но и целые барельефные композиции.
В этом замечательном месте в прохладе тропических лесов цари Ангкора наслаждались отдыхом после наполненной заботами и тревогами дворцовой жизни. 

                    Храмовая группа Ролуос.

В этом месте находилась столица короля Джаявармана II, считающегося основателем кхмерского государства. Все храмы комплекса Ролуос построены в конце IX века (в 877–89 годах) – храм Преах Ко, храм Лолей с действующим и поныне буддийским монастырём, храм Баконг, имеющий пятиуровневую архитектуру и окружённый тремя стенами, причем между первой и второй стенами находится еще и ров.

Ключевые слова: ,
02 февраля 2009 г.
ВХОД В СИСТЕМУ
логин:


пароль:


Регистрация

Восстановление пароля

ГДЕ ЗАНЯТЬСЯ ЙОГОЙ
УКРАИНА
ХАРЬКОВ
КИЕВ
ЧЕРНИГОВ
ПОЛТАВА, КРЕМЕНЧУГ
Славутич
ОДЕССА
КРЫМ: Симферополь
Борисполь
ЧЕРКАССЫ
ЛЬВІВ
МАРИУПОЛЬ
ДНЕПРОПЕТРОВСК
ЗАПОРОЖЬЕ
Бровары
IВАНО-ФРАНКIВСЬК
Евпатория
Дергачи
Краматорск
ЖИТОМИР
ВИННИЦА
СУМЫ
Чугуев
РОССИЯ
КАЛУГА
МОСКВА
БЕЛГОРОД
ТУЛА
РОСТОВ на ДОНУ
НИДЕРЛАНДЫ
Амстердам
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ
ОАЭ
ДУБАЙ
КИТАЙ
ПЕКИН Beijing
ТАЙЛАНД
ПОЛЬША
ДОМИНИКАНА
СИНГАПУР
ГРУЗИЯ
Тбилиси
ЭСТОНИЯ
ИЗРАИЛЬ
Израиль
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
АСПЕКТЫ ЙОГИ
•КЛУБ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
•МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ и ЙОГАТЕРАПИЯ
•УКРАИНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАНЦЕВ
•ЧАКРАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ
•ETHNOTERICA: этнология, культурология, этнография
•ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ХАТХА ЙОГЕ
•ЙОГА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
•ПРАСУ-ЙОГА (йога для беременных)
•ТАНТРА И ЭЗОТЕРИКА ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
•ЭКСТРИМ ТРЕНИНГИ
•YOGA in ENGLISH
•ВРИДДХИ ЙОГА.ЙОГА ДЛЯ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ
•ДЖНАНА ЙОГА
•КАЙЯ ЙОГА
•МЕДИАЙОГА
•ЧАКРАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
•МАССАЖ
•YogaScience