English Йога Комментарии Андрея Сафронова Аспекты йоги Клуб путешественников Фотогалерея Библиотека Контакты Форум Блоги

  Библиотека
Искать: 
В Нашей библиотеке представлены материалы по йоге,
а также вспомогательные материалы к другим разделам сайта.
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующую Вас информацию.

Сафронов Андрей "Краткие очерки истории эзотерических учений"

Краткие очерки истории эзотерических учений

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПСИХОПРАКТИКИ В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ МИРА
"Путей так же много, как человеческих душ" (Суфийская поговорка).


Книга написана на основе материалов курса "История эзотерических учений", прочитанного автором для слушателей Заочного отделения Харьковской академии йоги.
Что такое эзотерика
Среди всего многообразия культурного наследия человечества можно выделить особый класс систем, которые можно обобщить под названием "эзотерические практики". В качестве примеров подобных систем вспомним индийскую йогу, последователей теории внутреннего эликсира среди даосов, исихазм в православии, духовные упражнения Игнатия Лойоллы, суфийские ордена и т.д. В этой книге мы познакомим читателей с наиболее известными из этих систем, покажем их идеологическое и духовное единство и особенности.
Само слово эзотерика происходит от греческого , однако тайна являлась не самоцелью существования эзотерических систем. Особенность эзотерических практик состоит в том, что они ставят целью осознанное самоизменение личности. Читатель знакомый с книгой "Религиоведение", знает, что любой религиозный ритуал оказывает определенное воздействие на психику человека. Однако, отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.
Эзотерические практики и системы существовали, как правило, в рамках религиозных традиций, однако, они использовались лишь ограниченным числом знакомых с ними адептов. Такая ситуация позволяла носителям эзотерических знаний достаточно успешно маскировать характер своих занятий, и получать необходимые для них ресурсы. Отношения между эзотерической и экзотерической составляющими религии можно назвать двойственными. С одной стороны эзотерическая составляющая радикально отличается от экзотерической части, а зачастую ее просто отрицает, с другой - носители эзотерической традиции были необходимы официальной религии, поскольку могли показывать "чудеса" и обладали харизмой (духовным потоком), необходимой для поддержания веры в рядовых верующих. Именно носители эзотерической традиции объявлялись всевозможными "святыми", однако, как правило, посмертно, поскольку живые святые являются, как правило, новаторами и опасны для традиции.
Распространено мнение, что эзотерика является неизменной системой знаний, которая лишь передается из поколения в поколение и не меняется с течением времени. Придерживающиеся такой точки зрения люди стремятся к постижению древних традиций, считая их истиной в последней инстанции. Однако, такая точка зрения верна лишь отчасти. Действительно, объектом любой эзотерической системы является сам человек, возможности и методы его развития и изменения. Эзотерические системы меняются в том же объеме, в котором меняются человек и человеческое общество. Подобно всем другим элементам человеческой культуры эзотеризм и оккультизм развиваются, отторгая или забывая одни идеи и выдвигая на первый план другие.
В различные эпохи, в различных обществах Космос ставил перед человеком различные задачи, что и определяло текущие задачи эзотеризма и его особенности. Человечество развивается и эзотерика развивается вместе с ним. Например, ни в одном из древних йогических трактатов Вы не встретите осознанность, как одну из целей духовного развития, тогда как практически все современные Учителя наделяют ее первостепенным значением.
Вместе с тем нельзя недооценивать значимости изучения классических эзотерических учений, поскольку именно они являются базой для адекватного понимания более древних учений, позволяют не впасть в псевдоэзотерику или религиозность.

Цели эзотерических практик.
При всем многообразии эзотерических систем можно выделить несколько типов устойчивых изменений психики, к которым стремились представители различных эзотерических систем:
1. Формирование новых качеств личности. Развитие физического и тонких тел.
2. Развитие имеющихся и овладение новыми способностями и умениями, в том числе превосходящими "нормальные" человеческие способности (сиддх).
3. Расширение сознания, увеличение уровня осознанности. Постижение новых законов Природы.
Наработка новых личностных качеств является наиболее распространенной и легко достижимой целью, которая ставится не только эзотерическими психопрактиками, но и большинством религиозно-воспитательных систем. Иногда качества, которые стараются приобрести последователи одной системы, являются теми же, от которых стремятся избавиться представители других. Наиболее изощренной в рассматриваемом аспекте являлась индийская традиция, которая предлагала представителям различных социальных слоев нарабатывать разные наборы качеств, соответствующие их социальной роли - касте и дхарме.
Развитие эфирного тела выражается в повышении жизненной силы, витальности занимающегося, и соответственно его здоровья. К сиддхам, проявляющимся при развитии эфирного тела относятся способность к экстрасенсорному целительству, умение укреплять тело (т.н. "железная рубашка"), а также эффекты тумо - умения вызывать "внутренний" огонь о котором речь пойдет ниже.
Развитие астрального тела приводит к значительному количеству способностей, прежде всего связанных с взаимодействием с людьми и животными в рамках эмоциональной сферы.
Также среди способностей, к которым стремились последователи эзотерических систем, можно выделить следующие:
- совершенствование органов восприятия, кондиций тела, культуры движения;
- развитие специфических коммуникативных навыков,
- способность к произвольному достижению измененных состояний сознания;
- способность к волевому контролю физиологических процессов в организме.

Расширение сознания является одной из наиболее сложных и интересных целей среди поставленных эзотерическими системами. Данный процесс можно охарактеризовать как усиление сознания за счет "поглощения" им бессознательных объектов в процессе их осознания, т.е. наделения именем. По мере роста и усиления сознания уменьшается количество бессознательных сил, давящих на него, а позиции самого сознания все прочнее, что и обеспечивает его освобождение от аффектов бессознательного: вставок, установок, комплексов.
Следует отметить, что на таком пути также происходит объединение сознания с различными бессознательными архетипами и субличностями. Однако объединение происходит не за счет поглощения сознания этими архетипами, а, наоборот, за счет поглощения сознанием содержащихся в них энергии, эмоций, опыта, знаний.
Можно выделить две схемы расширения сознания в процессе духовного развития.
1. Расширение вверх - сознательное овладение более общими законами и формами поведения, которое включает в себя также освобождение тот программ, установок и стереотипов, заложенных на сверхсознание человека.
2. Расширение вниз - осознание человеком своей природы и возможностей, потребностей, желаний, ведущих по жизни, использование их энергии.

Чем выше крона дерева поднимается к свету тем глубже его корни уходят во тьму
Шри Ауробиндо

Процесс расширения сознания является целью не только эзотерических психопрактик, но современной психотерапии, что также говорит существовании некоторого родства между этими системами, однако расширение сознания в процессе психотерапии ограничивается уровнем, необходимым для нормальной социальной адаптации, тогда как эзотерические системы продолжают этот процесс и далее.
Более подробно об этом можно прочитать в книге "Психология духовного развития".

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПСИХОПРАКТИКИ В ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВАХ
Наиболее древние формы эзотерических психопрактик можно обнаружить уже в первобытных культах в стадии проявления профессионального "жречества". Так целая группа подобных психопрактик использовалась при подготовке шаманов. Фактически, начальное обучение и дальнейшее развитие шамана предполагало последовательное использование определённого набора методов, позволяющих достигать необходимых состояний сознания.
1 этап обучения ѕ этап "расщепления сознания". Его необходимо пройти молодому человеку, решившему стать шаманом самостоятельно, а не "по выбору духов". Целью этого этапа является разрушение привычного способа видения мира и включение в него элементов, остающихся за пределами сознательного внимания обычного человека. На этом этапе неофит обучался видеть "знаки мира", в перспективе ѕ "духов". Методы, используемые на этом этапе, основывались на применении сильных стрессов физиологического, психологического или фармакологического происхождения.
К физиологическим методам относятся длительные голодания, самоистязания и т. д. Показательным является описанный этнографами ритуал, практикуемый американскими индейцами. Молодого человека, желающего стать шаманом, подвешивали вверх ногами с помощью сыромятных ремней, продеваемых через мышцы ног, и оставляли в таком положении на определенное время. Болевой шок и страх смерти позволяет достичь расщепления сознания в кратчайшие сроки, и неофит видел животное силы (духа-союзника), который помогал ему остаться в живых.
Отметим, что расщепление сознания является первым шагом, совершаемым учеником, и во многих современных эзотерических школах. К методам, направленным на расщепление сознания, можно отнести, в частности, "преодоление порога духовного мира" и "выход на астрального двойника", используемые в антропософии, "преодоление стены между мирами" и "перемещение точки сборки" в системе К.Кастанеды и многие другие.
Среди психологических методов можно выделить различные формы "давления на страх" ѕ преднамеренное запугивание претендента, введение его в кратковременное шоковое состояние, высвобождающее скрытые резервы организма.
К фармакологическим методам относится использование различного рода наркотических веществ, которое присуще для первобытных и практически всех современных религий .
Влияние подобных психопрактик на психику современного человека убедительно описано в работах М. Хармера и К. Кастанеды . Конечной целью данного этапа является установление контакта с духом-союзником, который в дальнейшем будет главным проводником неофита по "духовному миру".
Следующий этап подготовки будущего шамана включает психопрактики, направленные на "окультуривание" по-новому увиденного мира - выработку возможности и обучению методам сознательного перехода от обычного состояния сознания к изменённому и обратно. Основной практикой на этом этапе является общение с духом-союзником и исследование под его руководством "верхнего" и "нижнего" миров. Это необходимо в дальнейшем для совершения успешных шаманских путешествий .
С психологической точки зрения, подобное исследование представляет собой исследование архетипических ресурсов собственного и коллективного бессознательного, а также формирование индивидуальных "ключей", необходимых для обращения к этим ресурсам.
Третий этап индивидуального развития шамана продолжается всю оставшуюся жизнь и заключается в постоянном накоплении "личной силы" посредством увеличения числа духов-помощников. Подчинение себе духа с целью превращения его в помощника осуществляется при помощи специальных ритуалов присоединения. Они заключаются в сражении с каждым новым духом, которого он хотел подчинить. Считалось, что такое сражение очень опасно и может завершиться гибелью шамана. Кстати, гибель шамана также являлась сложным процессом и могла быть "духовной", заключающейся в потере личной силы и духов-помощников, и физической. Духовная смерть шамана, как правило, приводила к физической. Если же шаман умирал физически, не утратив личной силы, то считалось, что он мог стать могущественным духом.
Отметим, что представления о личной силе характерны для архаических народов, находящихся на стадии аниматизма. Так, жители острова Пасхи верили в существование особой безличной силы мана - энергии, пронизывающей все предметы материального мира, оживляющей и одушевляющей их. Вожди, колдуны и преуспевающие люди наделены большой мана, тогда как рабы и больные люди почти лишены мана. Мана содержится в сильных фетишах, что указывает на путь к увеличению личной силы путем присвоения большого числа сильных фетишей.
Не трудно заметить, что в духе юнгианской трактовки духов как спроецированных вовне автономных бессознательных комплексов, описанные выше ритуалы можно интерпретировать как методы восстановления психологической целостности или расширения сознания.
Описанные психопрактики являются прекрасным образцом пути реструктурализации психики.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ДРЕВНИХ РЕЛИГИЯХ
Эзотерические психопрактики древних религий включали на начальных стадиях работы неофита набор методов, аналогичный шаманским практикам, однако, в дальнейшем практика существенно усложнилась. Прежде всего, изменились цели подобных практик. Наряду с традиционной целью ѕ увеличением личной силы, имелись и другие цели: достижение освобождения, гармонизация с окружающим миром, целостность.
Рассмотрим наиболее известные эзотерические системы древнего мира.
Йога.
Наиболее известной и, по всей видимости, развитой из эзотерических практик была индийская йога. Первые упоминания о йоге встречаются уже в Ригведе, однако корни этой системы уходят намного глубже. Так наиболее ранний из дошедших до нас материальных памятников протоиндийской культуры (10 тыс.л. до н. э.) ѕпечати Протошивы содержит изображения божества (предположительно Шивы в ипостаси Пашупата), сидящего в йогической позе.
Подобно тому, как сама индийская культура сформировалась в результате слияния арийской и протоиндийской (дравидийской) культур, йога также содержит элементы эзотерических психопрактик, присущих каждой из этих культур, вследствие чего практики йоги различаются как по целям, так и по методам.
Наиболее древние из описанных практик йоги представляют собой методы увеличения личной силы - "тапаса" (жара ѕ в переводе с санскрита) посредством аскетических практик и исполнения обетов.
Вообще, с древних времен обеты являлись одним из наиболее сильных инструментов психологического самовоздействия, используемых практически во всех культурах. Однако наивысшего развития практика обетов достигла именно в индийской культуре. Махабхарата, другие индийские мифологические источники буквально изобилуют описаниями огромных духовных успехов, достигнутых благодаря обетам. В христианской традиции данная практика существенно примитивизировалась, поэтому до нашего времени дошло убеждение в том, что цель обетов - развитие воли. Однако, в восточной традиции обеты используются для значительно более глубокой внутренней работы.
С точки зрения механизма оказываемого воздействия, обеты можно разделить на две группы.
Обеты, ограничивающие какие - либо проявления человека. Например, брахмачарья (отказ от половой жизни), обет молчания, голодания и т.д. Во всех этих случаях человек, ограничивая какое либо проявление своей природы добивается накопления и усиления соответствующей ей внутренней энергии, что позволяет актуализировать ее, а затем поставить под сознательный контроль.

"Как только приходит импульс что-нибудь сделать - остановись"
Виджнана Бхайрава Тантра

Обеты, позитивно определяющие форму поведения человека. Эти обеты способствуют накоплению энергии и актуализации проблем, мешающих их выполнению. Чем дольше длится обет, тем более глубокие внутренние проблемы вскрываются. При соблюдении таких обетов предоставляется возможность решить проявляющиеся проблемы.
Другой древнейшей практикой являлось повторение мантр ѕ определённых наборов звуков, резонансным образом воздействующих на отдельные участки головного мозга. Согласно современным исследованиям, практика произнесения мантр действительно изменяет относительные амплитуды ритмов мозга, что способствует достижению измененных состояний сознания.
Мантры не следует путать с молитвами и формами, предназначенными для словесного самовнушения, поскольку мантра может не иметь смысловой нагрузки. Не является принципиально значимым и символичесвкий аспект мантр. Несмотря на то, что некоторые мантры имели символичесий смысл, например, шесть слогов основной мантры тибетского буддизма Ом мани падме хум соотносились с шестью мирами буддийской космогонии, большинство мантр такого смысла не имели.
К сожалению, механизмы психологического воздействия мантр изучены слабо. Возможно ключом к пониманию такого воздействия являются схемы соответствий различных зон человеческого тела звукам санскритского алфавита.
Следует отметить, что в истории человечества существовали механические аналоги произнесения мантр. Так известный музыкальный инструмент северных народов ѕ варган, использует в качестве резонатора череп играющего, что позволяет локализовать акустические вибрации максимальной амплитуды в определённых зонах мозга, стимулируя, таким образом, их деятельность.
Описанные выше психопрактики относились, по всей вероятности, к дравидийской традиции. Арийская эзотерическая традиция привнесла в йогу, как и в индийскую культуру в целом, идею "слияния" индивидуального пуруши человека с мировым Пурушей или Атманом.

"Подобно тому, как чистая вода, влитая в чистую воду, сохраняет свою чистоту, таково, о Гаутама, и "я" того мыслителя. который обладает знанием. Никто не сумеет различить воду в воде, огонь в огне, эфир в эфире. То же происходит и с человеком, разум которого вошел в его "я"
"Брихадараньяка-упанишада"

Обычно идеи слияния интерпретируются с чисто философских субстанционалистических позиций, что полностью блокирует возможности реального изучения подобных феноменов. В действительности, "слияние" можно рассматривать как особое трансперсональное состояние человеческой психики. Вот как описывает подобное состояние Брихадараньяка-упанишада:

"Но когда ему кажется, что он, словно бог, словно царь, когда он думает: "Я есмь всё сущее", ѕ это его высший мир.
Поистине, это его образ, поднявшийся над желаниями, свободный от зла и страха. И как муж в объятиях любимой жены не сознаёт ничего ни вне, ни внутри, так и этот пуруша в объятиях познающего Атмана не сознаёт ничего ни вне, ни внутри. Поистине это его образ, в котором он достиг исполнения желаний, имеет желанием лишь Атмана, лишён желаний, свободен от печали.
Здесь в этом состоянии отец ѕ не отец, мать ѕ не мать, миры ѕ не миры, боги ѕ не боги, веды ѕ не веды; здесь вор ѕ не вор, убийца ѕ не убийца, чандала ѕ не чандала, паулкаса ѕ не паулкаса, нищенствующий монах ѕ не нищенствующий монах, аскет ѕ не аскет. За ним не следует добро, за ним не следует зло, ибо тогда он преодолевает все печали сердца."

По мере развития индийской культуры выделилось несколько типов йоги, основанных на разных методах ("марга"- путях) достижения внутренних изменёний. Каждый из путей соответствует одному из направлений йоги:
1. "Хатха-марга" - "Хатха-йога". Это "путь преобразующегося тела".
2. "Джнана-марга" - "Джнана-йога". Это "путь знания", или "путь интеллекта".
3. "Раджа марга" - "Раджа- йога" -путь внутреннего самоконтроля и управления психикой.
4. "Карма-марга" - "Карма йога" - путь действия посвященного Богу.
5. "Бхакти-марга" - "Бхакти-йога". Это "путь почитания", или "путь веры".
Хатха-йога основана на возможности духовного и психологического развития посредством развития своего тела, раскрытия скрытого в нем потенциала, с целью создания условий подготовки себя к восприятию реальности и "высших истин". Этот путь Гурджиев назвал "Путем факира". Греки называли его "путь соматиков", т.е. людей "тела", "материи".
Основу хатха-йоги составляют специальная диета, очистительные процедуры, а также три группы физических упражнений: асаны, пранаямы и мудры.
Асаны представляют собой статические позы различной степени сложности. Преимущественно асаны воздействуют на физическое и эфирное тело. По типу воздействия асаны можно разделить на растягивающие, скручивающие, силовые, перевернутые, сдавливающие и комбинированные. Каждый из типов асан оказывает вполне определенное воздействие, так например растягивающие асаны типа Бхуджангасаны, пашимотанасаны чистят меридианы (указанные выше асаны передне- и заднесрединный меридианы соответственно).
Пранаямы воздействуют преимущественно на эфирное тело, накачивая его в целом или частично энергией и астральное воздействуя на эмоции, посредством специфических типов дыхания.
Мудры воздействуют на преимущественно, на астральное тело.
Специальными упражнениями для астрального и ментального тел являются медитации, которые иногда относят к "высшим" разделам йоги, таким как раджа-йога.
Раджа-йога, название которой переводится с санскрита как царская йога, ставит целью взять под контроль психическое состояние человека, т.е. научиться управлять астральным и ментальным телом. Основной техникой раджа-йоги является медитация. Техники медитации сложны и многообразны, поэтому мы не будем подробно останавливаться на их изучении в рамках настоящей книги. Интересующиеся могут обратиться к книге "Психология духовного развития, Практическое пособие по медитациям".
Джнана-йога - это интеллектуальная перестройка, которая, по мысли индусов может быть достаточно эффективной. В христианский культуре мы встречаем аналог Джнана-йоги в так называемом "пути Марии". Мария слушала Христа, внемлила ему, понимала, что он говорит и делает, и так достигла самореализации. Одной из базовых техник джнана-йоги является интеллектуальное различение истинной реальности (Атмана) и реальности повседневного мира, являющейся лишь проявлением иллюзии (майи). Практикующий данную технику размышляет о различных, все более абстрактных элементах реальности, приходя к заключению об их иллюзорности до тех пор, пока в порыве интеллектуального экстаза не постигнет истинную реальность. Из сказанного легко понять, что размышление, в понимании последователей данной системы отличается от сухих умствований интеллектуалов Запада, и является формой приобретения мистического опыта.
Карма-йога - это "путь действия". В христианский мистике мы встречаем аналог "Карма-йоги" в так называемом "Пути Марфы", или методе служения и добродетели, через которые путем самопожертвования человек достигает реализации. В индийской традиции данный путь сформулирован в Бхагавадгите следующим образом: стремясь к освобождению, человек должен действовать, следуя долгу, посвятив результаты труда Божеству.

Мне все дела посвятив, сердцем будь предан высшему Атману,
от самости, от вожделений, сражайся, оставив горячность
Их (чувства) обуздав, пусть он сядет, на Мне - Высшей цели.
Бхагавадгита


Позже, в районе 3-2 вв. до н.э., выдающийся индийский мистик Патанджали систематизировал известные йогические психотехники в своём труде "Йога-Сутра". Движение к слиянию с Атманом Патанджали представил в виде последовательного прохождения восьми ступеней, каждая из которых включает одну из групп психотехник:
Яма - система обетов и самоограничений;
Нияма - система очищений
Асана- статические позы
Пранаяма-дыхательные упражнения
Пратьярхара - контроль органов чувств;
Дхарана - удержание сознания в устойчивом состоянии;
Дхиана - способность к произвольной концентрации сознания на выбранном объекте;
Самадхи - высшее состояние, в котором человек постигает истинную сущность окружающих его предметов. Для того чтобы понять психологическую природу данного состояния, воспользуемся высказыванием самого Патанджали:

"2. Йога есть освобождение материи мысли от обличения в различные формы.
3. В этом состоянии зрящий находится в своем истинном состоянии.
4. В остальное время он сливается со своими видоизменениями".

Таким образом, целью йоги Патанджали являлось формирование внутреннего стержня "Я", кристаллизация сознания, выделение части психики, устойчивой к внешним и внутренним эмоциональным или интеллектуальным воздействиям (клеша). Кстати термин "клеша", используемый индийской традицией близок по наполнению к понятию "комплекс", применяемому современной психологией и понятию "вставка", введенному нашей школой.
Сделаем еще несколько важных замечаний, относительно ступеней йоги Патанджали. Многие современные комментаторы, как и учебники по йоге, пытаются давать различные мутные объяснения сути пратьярхары, дхараны, дхианы и самадхи, которые порождены скорее западной философской интеллектуальной традицией, а не наличием собственного опыта. Так, например, самьяма интерпретируется как фазы "слияния субъекта и объекта". В результате ученики, которые следуют таким предписаниям начинают искать "то-не-знаю-что". Однако настоящая йога практична и психологична. В Мокшадхарме дается простое и реальное описание состояния дхараны: "Представьте себе человека, которому поставили на голову чашу с водой и заставили подниматься по лестнице, а сзади идет человек с мечом, угрожающий убить его, если будет пролита хоть одна капля. Сосредоточенность человека с чашей и есть дхарана". Таким образом, дхарана это не оглушенное состояние с "закатанными" глазами, а глубокое сосредоточение на совершаемом действии. Ошибочно в западной традиции понимают и сущность иных ступеней йоги, в том числе и самадхи.
В целом йога представляла собой достаточно комплексное учение, располагающее методиками развития практически всех составляющих человеческой психики: эмоциональных, интеллектуальных, волевых, а также модификации внешних поведенческих форм.
Также следует понимать, что истинная йога является учение практическим, учением, которое ставит своей целью сделать человека сильнее и счастливее.
Тантризм
Совершенно особым явлением в ряду эзотерических систем является тантра (тантра ѕ вид литературно-философского произведения, написанного в форме диалога Шива и Шакти). В отличие от аскетических практик йоги тантра предполагала достижение трансперсональных состояний (слияние с Ишварой ѕ мировым духом или мировым началом) посредством максимально полного, тотального проживания всех жизненных искусов. Показательным в этом смысле является ритуал "пяти М", включающий в себя последовательное ритуальное нарушение основных религиозных табу ѕ употребление вина, мяса, рыбы, наркотических веществ и вступление в сексуальную связь. Последней категории практик в тантре уделялось особое внимание, вследствие чего в современном массовом сознании тантру однобоко отождествляют с йогой секса. В действительности, сексуальные практики были в тантре не самоцелью, а способом достижения парой или одним из партнёров экстатических состояний, носящих, по мысли тантриков, космический характер. Сексуальный акт имеет для последователей тантры сакральное значение, являясь повторением космического акта первичной божественной пары Шивы-Шакти. Семя приносится на алтарь женского лона:

"Поистине, женщина это огонь. Лоно - его топливо. Волоски - дым. Детородные части - пламя. Введение внутрь - угли. Наслаждение - искры. На этом огне боги совершают жертвоприношение семени."
Брихадараньяка упанишада.

Вероятно, тантризм был первым учением, исследовавшим и использовавшим системы психосоматических соответствий. Причем как идеология тантры, так и разработанная система соответствий - чакральная система, поразительно похожи на схему психосоматических соответствий, принятую в современной телесно-ориентированной психотерапии. Согласно тантре, человек живет в храме тела, которое является чистым, святым и служит высвобождению духовной энергии. С телом не следует бороться, напротив его необходимо познать и использовать для выхода на более высокие уровни сознания. Сексуальная энергия, являясь первоосновой существования, является и источником развития. Локализуясь в нижних энергетических центрах, эта энергия вызывает желание и удовольствие. Поднимаясь в верхние центры, способствует достижению высших состояний. Так, достигая сердца, эта энергия вызывает любовь, а достигая макушки головы - ощущение космического экстаза, нового духовного рождения.

" Страстью этот мир обязан, страстью он освобождается. "
Хеваджра тантра

Секс служит для высвобождения и дальнейшей трансформации сексуальной энергии. Для усиления ощущений тантрики использовали особые сексуальные позиции и типы фрикционных движений. Сочетание переживания приятного и неприятного также способствует высвобождению энергии. Именно поэтому тантрики высших посвящений стремились соединить сексуальные переживания с пребыванием в устрашающих местах, например, среди трупов.
Однако психопрактики тантризма не ограничивались лишь сексуальными практиками. Тантризм обладал изощреннейшей системой медитативных практик различного типа. В одной лишь Виджняна-бхайрава-тантре описано более сотни медитативных техник. Использовались в тантре и йогические асаны и мудры, системы обетов, динамические медитации.
Интересной группой психопрактик тантризма было ритуальное нарушение общепринятых социальных запретов, например, занятие групповым сексом, инцест, поедание ритуально нечистой пищи и т.д. Такие действия также позволяли активизировать психику, высвободить необходимую внутреннюю энергию, освободиться от мешающих установок.

Медитируй на созданном верой мире, как сгорающем дотла, и станешь сверхчеловеческим существом.
Виджняна-бхайрава тантра

Важной целью тантры являлось развитие и совершенствование эмоциональной сферы человека, т.е. развитие и усиление астрального тела ("разжигание" астрала).

Отвори двери чувств, почувствуй даже ползанье муравья. Тогда придет это.
Виджняна бхайрава тантра.

В рамках тантризма выделяют семь основных школ или ачар
1. Ведачара. (Путь Вед) - состоит из ежедневной практики ведических обрядов. Её последователи почитают многочисленных богов. Практика в основном носит внешний и ритуальный характер, (рецитация Вед, огненное жертвоприношение и т.д.). Медитативные практики отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии. Она также именуется "тропой действия" (крийамарга).
2. Вайшнавачара. (Путь Вишну) Основная практика - поклонение, зачастую в свободной форме, избранной форме божества (чаще всего Вишну). Имеется небольшое количество медитативных практик. Она также называется "тропой преданности" - бхактимарга.
3. Шайвачара. (Путь Шивы) - вера и преданность подкрепляются чем-то более значительным, а именно знанием. Практикующие обретают решимость и также склонность к интенсивному тапасу. Покровителем шайвачары является Шива. Большое значение предаётся йогическим практикам и медитации, хотя всё ещё сохраняются ведические ритуалы. Она также называется "тропой знания" - джнянамарга.
4. Дакшиначара. (Благоприятный путь), обычно называемый тантрой правой руки. На первый план выходит почитание Шакти, сознательной и активной силы, женской ипостаси Шивы. Шакти почитается в духе объединения карма, бхакти- и джняна-йоги. Кроме того, дакшиначара включает в себя элементы тантры левой руки: поклонение в ночное время, использование в ритуалах вина и мяса, и т.д. Она также называется "тропой единства" или "тропой возвращения к истоку" - нивриттимарга.
5. . Вамачара. (Неблагоприятный путь), также именуемый тантрой левой руки. Шакти так и остаётся объектом поклонения, но активно используются сексуальные обряды и таинства (панчататтва, чакрапужда, бхайравичакра). Правом на обучение в вамачаре обладают тщательно избираемые люди. Здесь исключительно важное значение предаётся руководству со стороны гуру. Её также называют "тропой любви и блаженства" - преманандамарга.
6. . Сиддхантачара. (Путь сиддхов). Подразделяется на две упа-ачары: йогачара и агхорачара, путь йога и путь бесстрашия соответственно. Поклоняются Шиве в его ипостаси Махешвары, великого творца. На этом этапе панчататтва в натуральном виде не практикуется. Сиддхантачара имеет огромнейший арсенал йогических техник, в том числе и легендарную кайа-кальпу (технику радикального продления жизни). Агхорачара, плюс ко всему, практикует малоизвестные техники работы со смертью, как своей, так и чужой. Именно агхори в своё время разработали ритуалы оживления мёртвых и медитации на кладбище.
7. . Каулачара. (Путь семьи) - наименее известный путь. Отношение к богам как к таковым "панибратское" (Шива, Шакти, я - дружная семья). Не имеет своих ритуалов, но знает об истинном значении всех ритуалов и практик. Никакой религиозной принадлежности, "по виду - шайвы, в собраниях - вайшнавы, в сердце - шакты; под различными формами странствуют каулы по земле". "Для него нет ни правил времени, ни места. На его действия не влияют ни фаза луны, ни положение звёзд. Каул совершает земное странствие в различных формах. Для него нет разницы между грязью и сандаловой пастой, сыном и врагом, домом и кладбищем. Он становится прижизненно освобождённым (дживанмукти) и волен заниматься чем хочет. Зная все ритуалы и их истинную сущность, может находиться в любой ачаре, будучи незамеченным". Часто каулы предпочитают "нести культуру в массы", делая это анонимно.

Тантра говорит, что необязательно проходить все эти стадии в течение одной жизни. И если ты родился каулом, значит это результат прежних заслуг. Следуя этой классификации, не составит труда вычислить принадлежность той или иной школы к соответствующей ачаре (пути).


Даосизм. Теория внутреннего эликсира.
Стержневой категорией даосизма являлось понятие "дао" ("дао" ѕ в переводе с китайского "путь", "дорога"), которое выражало идею естественного хода событий. Гармонизация с Дао, достижение состояния сочетаемости своих действий и поступков с естественным ходом событий, несопротивление ему (У-Вей), является высшей целью всех практик даосизма. Однако, уже в классической книге даосизма Дао-де-дзин, намечается и другая цель даосских психопрактик ѕ достижение индивидуального бессмертия.
Решение этой задачи осуществлялось в двух направлениях. Школы Ней-дан - внешнего эликсира пытались синтезировать химические вещества, продлевающие жизнь. Школы Вей-дан - внутреннего эликсира стремились произвести необходимые изменения непосредственно в организме человека. Соответствующие изменения назывались "Алхимическая трансформация" или "Выращивание внутреннего ребенка".
Трансформационные практики даосизма близки к соответствующим техникам тантры.
Источником для подобной трансформации являлась первичная энергия цзин, отождествлявшаяся даосами с семенной или влагалищной жидкостью. Искусство выращивания внутреннего зародыша бессмертия состояло в "перегонке" внутренних жидкостей тела, взращивании на их основе более тонкой энергии шень (что приблизительно соответствует понятию дух). Внутренняя алхимия включала множество элементов: диету, дыхательные упражнения, гимнастики, специальные техники половых сношений, которые давали необходимый эффект только при комплексном применении.
Сексуальные практики даосизма основывались на способности мужчины избегать семяизвержения, тем самым не терять, а накапливать цзин, используя его для дальнейшей трансформации.
Важным элементом даосских психопрактик являлось формирование специфического психологического состояния, которое можно назвать "состоянием безоценочного восприятия." В таком состоянии даос, в отличие от обычного человека, не дает текущим событиям эмоциональной оценк

Ключевые слова: ,
01 мая 2008 г.
ВХОД В СИСТЕМУ
логин:


пароль:


Регистрация

Восстановление пароля

ГДЕ ЗАНЯТЬСЯ ЙОГОЙ
УКРАИНА
ХАРЬКОВ
КИЕВ
ЧЕРНИГОВ
ПОЛТАВА, КРЕМЕНЧУГ
Славутич
ОДЕССА
КРЫМ: Симферополь
Борисполь
ЧЕРКАССЫ
ЛЬВІВ
МАРИУПОЛЬ
ДНЕПРОПЕТРОВСК
ЗАПОРОЖЬЕ
Бровары
IВАНО-ФРАНКIВСЬК
Евпатория
Дергачи
Краматорск
ЖИТОМИР
ВИННИЦА
СУМЫ
Чугуев
РОССИЯ
КАЛУГА
МОСКВА
БЕЛГОРОД
ТУЛА
РОСТОВ на ДОНУ
НИДЕРЛАНДЫ
Амстердам
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ
ОАЭ
ДУБАЙ
КИТАЙ
ПЕКИН Beijing
ТАЙЛАНД
ПОЛЬША
ДОМИНИКАНА
СИНГАПУР
ГРУЗИЯ
Тбилиси
ЭСТОНИЯ
ИЗРАИЛЬ
Израиль
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
АСПЕКТЫ ЙОГИ
•КЛУБ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
•МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ и ЙОГАТЕРАПИЯ
•УКРАИНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАНЦЕВ
•ЧАКРАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ
•ETHNOTERICA: этнология, культурология, этнография
•ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ХАТХА ЙОГЕ
•ЙОГА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
•ПРАСУ-ЙОГА (йога для беременных)
•ТАНТРА И ЭЗОТЕРИКА ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
•ЭКСТРИМ ТРЕНИНГИ
•YOGA in ENGLISH
•ВРИДДХИ ЙОГА.ЙОГА ДЛЯ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ
•ДЖНАНА ЙОГА
•КАЙЯ ЙОГА
•МЕДИАЙОГА
•ЧАКРАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
•МАССАЖ
•YogaScience