Читайте в удобном формате на нашем новом сайте andrey.safronov.in.yoga
Андрей Сафронов
ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
ВВЕДЕНИЕ
Структура психологии
Начиная изучение такой науки как психология, следует отметить, прежде всего, ряд особенностей, которые отличают психологию от других наук.
Первая особенность психологии состоит в том, что к настоящему времени не существует единой «академической» психологии с чётко выработанным каноном и устоявшимися, проверенными взглядами, подобно тому, как это имеет место в физике, химии и других точных дисциплинах. Фактически, термин психология объединяет в себе 3 совершенно различных течения, связанных с изучением человеческой психики.
Первое из этих направлений – экспериментальная психология, восходящая своими потоками к лаборатории Вундта. Основная идея этого направления – создание точных, исчисляемых, экспериментально проверяемых моделей психики, которая рассматривается как совокупность так называемых психических функций, таких как мышление, память, эмоции и т.д., (более подробно см. лекцию 1). Практически вся советская психология, так или иначе, базировалась на этом подходе. С этим подходом читатель столкнётся, открыв любой учебник с названием «Общая психология». Указанный подход обладает рядом достоинств и недостатков. К достоинствам его можно отнести наукообразность, возможность составления экспериментальных данных. Основным недостатком описываемого подхода является тот факт, что исчисляя каждую из психических функций, он не даёт никакой информации о ЧЕЛОВЕКЕ в целом, т.е. не позволяет решить основную задачу, стоящую перед психологией.
Второе течение в психологии исторически связано с бихевиоризмом, основной идеей которого являлось изучение не психики человека, а его поведения. Данное направление внесло значительный вклад не только в науку, но и в практическую психологию, предложив массу интересных манипулятивных и антиманипулятивных методов и образцов поведения.
И, наконец, третьим течением в современной психологии стал психоанализ со всеми его ответвлениями, основным объектом изучения которого стала внутренняя структура психики человека, его внутренний мир. В отличии от своих «соседей», психоанализ не претендовал на научность. Инструментом изучения человека стал сам человек. Да и изучение не играет в психоанализе первостепенной роли – значительно важнее психотерапевтические аспекты и личностный рост человека. Другой важнейшей особенностью психологии является однотипность объекта и субъекта исследования – и тем и другим является человек. Это накладывает определенные ограничения на возможность построения такой «научной» психологии, поскольку, во-первых, ситуация эксперимента сама по себе меняет состояние испытуемого, а во-вторых – экспериментатор не может быть объективным при интерпретации его результатов. И, наконец, третьей особенностью психологии является её воздействие на психику и личность обладающих её аппаратом людей. Действительно, ни физика, ни математика не изменяют в процессе своего изучения психологический статус личности, тогда как психология производит подобный эффект, заставляя с одной стороны рефлексировать свою собственную психику, а с другой – ставя человека в позицию наблюдателя по отношению ко всем остальным людям. Именно последнее обстоятельство зачастую приводит к психологической отчуждённости психологов, вызывает настороженное отношение к ним со стороны обычных людей – никому ведь не приятно ощущать себя подопытным кроликом в процессе общения.
В настоящем курсе лекций мы попытаемся коснуться различных вопросов и аспектов психологии, стараясь при этом, чтобы все рассматриваемые вопросы имели практическое применение.
ЛЕКЦИЯ 1.
Основы общей психологии. Психические процессы
В основе этого подхода лежит представление о психике как совокупности психических процессов, каждый из которых может быть выделен и изучен относительно независимо. Выделяют три основные группы психических процессов: познавательные, эмоционально-чувственные и волевые. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, интуиция. В группу эмоционально-чувственных процессов вошли эмоции и чувства.
Рассмотрим краткие характеристики каждого из описываемых процессов.
1. Ощущения представляют собой элементарные кванты информации, воспринимаемые органами чувств (рецепторами). Так, ощущением являются цветность, ощущение тепла-холода, запаха, шероховатости, вкуса. Рецепторы делят на 3 группы.
2. Восприятие представляет собой просуммированные человеком ощущения о том или ином объекте, которые позволили идентифицировать его как целостный объект. Так, просуммировав красный цвет, круглую форму, соответствующий запах и вкус, мы начинаем понимать, что перед нами – тарелка борща.
Существует формула: Восприятие = ощущение + действие.
Действительно, для того, чтобы перейти от ощущения к восприятию, мы должны совершить некоторые действия – осмотреть объект с разных сторон, пощупать, обнюхать и т.д.
3. Память представляет собой способность человека фиксировать информацию, полученную извне или генерированную самим человеком. Память разделяют по длительности на кратковременную и долговременную, по типу хранимой информации – на зрительную, моторную, слуховую и т.д. Соответствующие названия говорят сами за себя.
4. Мышление представляет собой способность человека производить в своем мозгу логические и математические операции, а также устанавливать связь между предметами, событиями и явлениями. Последнюю функцию часто называют интеллектом. В процессе мышления человек оперирует образами, символами, понятиями. В зависимости от этого мышление называется образным, символьным (абстрактным) или понятийным. Считается, что абстрактное мышление является одним из основных атрибутов человека.
5. Воображением называется способность человека комбинировать фрагменты своего опыта и впечатлений, создавая из них новые образы.
6. Интуицией называются необусловленные знания человека, т. е. такие знания, которые не были получены путем логического анализа, а являются результатом деятельности бессознательного.
7. Эмоции представляют собой наиболее примитивный способ выражения человеком своих состояний, онтогенетически связанных с животным миром. Можно сказать, что эмоции – это язык общения животных, по наследству перешедший к человеку. Примерами эмоций могут служить плач, смех, угрюмость.
8. Чувства представляют форму привязанности человека к некоторому объекту. Чувства обычно продолжительнее эмоций. Примерами чувств являются любовь, ненависть, гнев, восхищение. Эмоции и чувства обычно переплетены между собой. Можно сказать, что эмоции являются внешним выражением чувств.
9. Воля и волевые процессы представляют особую форму психических процессов, определение которых достаточно долго не было сформулировано. Наиболее удачной из попыток определения воли можно считать следующее: воля – это способность человека сохранять целостность своего Я, несмотря на давление внешней среды и деструктивные внутрипсихические факторы.
Изложенная выше концепция, несмотря на свое несовершенство и эмпиризм, имеет массу практических приложений. Так, зная требования к уровню развития определенных психических процессов и обладая соответствующими методами психодиагностики, можно проводить профессиональный отбор.
Оперируя перечисленными категориями, можно также строить концепции медицинской психологии, как это было сделано Б.В. Зейгарник. Так, нарушения психики были разделены на нарушеняе памяти, мышление, эмоциональной сферы, волевой сферы и т.д. Как одно из удачных приложений подобной интерпретации, рассмотрим Юнговскую модель психологических типов. В основу этой классификации положены психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, эмоции, чувства и интуиция. Согласно Юнгу, у каждого человека наиболее выражена только одна из данных психических функций, причем существует закономерность относительно степени развития остальных, выражаемая следующим образом: так, у человека с развитой функцией мышления (мыслительный тип), функция чувств будет не только слабо развита, но и более того, подавлена и вытеснена в бессознательное. Одна из соседних функций – ощущение или интуиция – будет вспомогательной для мышления, другая – второй вспомогательной. Аналогично, у человека с развитой интуицией (интуит), функция ощущения будет подавлена, а мышление и чувства будут вспомогательными.
Важным, вследствие вытеснения противоположной основной функции в бессознательное, является бессознательная тяга человека к партнеру, обладающим противоположным психотипом. Так мужчина, мыслительный экстраверт со вспомогательным ощущением, будет искать женщину, чувствующего интроверта со вспомогательной интуицией. Именно такие парадоксальные пары оказываются, как правило, наиболее прочными.
Другим интересным следствием является кризис 40 лет, проявляющийся в несвойственном человеку поведении, зачастую импульсивных, необдуманных поступках, желании резко изменить свою жизнь. Согласно рассмотренной концепции кризис 40 лет объясняется прорывом вытесняемой до этого функции на сознательный уровень. Поскольку человек не умеет управлять проявлениями соответствующей функции, его поведение становится странным, иногда – социально дезадаптативным.
Предложенная классификация была положена в основу одного из прикладных направлений современной психологии – соционики.
Учитывая, что каждый человек может быть экстравертом и интровертом, т.е. направлять фокус своей энергии вовне или внутрь себя, получаем 16 основных психотипов.
ЛЕКЦИЯ 2.
СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ. ПОДСОЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ, СВЕРХСОЗНАНИЕ
Одним из крупных достижений современной психологии является создание модели внутреннего мира человека. Согласно этой модели психику человека можно представить как результат взаимодействия трех составляющих: сверхсознания, подсознания и сознания, среди которых: первая составляющая, подсознание, представляет собой природную компоненту человека, его желания, инстинкты, потребности; сверхсознание представляет собой совокупность социальных норм, установок, морали, ограничивающих его действия в соответствии с потребностями общества; сознание, промежуточное звено, является разумом, рациональным мышлением, способностью человека осознавать себя и мир, логически мыслить и выбирать. Указанная концепция была получена эмпирически, в результате наблюдений, однако вывод о существовании трех частей человеческой психики можно сделать и на основании стержневого понятия всех эзотерических учений – понятия эволюции и ее трактовки как процесса накопления опыта поведения в различных ситуациях.
ПОДСОЗНАНИЕ можно интерпретировать как совокупность всего опыта, приобретенного душой на протяжении ее существования, причем разные пласты подсознания одновременно содержат опыт, относящийся к различным эволюционным уровням. Глубже всего лежит опыт, накопленный в минеральном и растительном царствах – он обеспечивает нормальное функционирование физического тела, выше – животный опыт, управляющий инстинктами, и, наконец, ближе всего к сознательному плану находится опыт, накопленный в прошлых человеческих жизнях, – он определяет наши качества, предпочтения, жизненные устремления. Для того, чтобы опыт прошлых перерождений было удобно использовать, он как бы воспроизводится, прокручивается заново в каждом новом воплощении. Давно замечено, что в утробе матери плод проходит все предшествующие стадии эволюции – от одноклеточного до человека (биогенетический закон Геккеля). Проследив дальнейшее развитие человеческого существа, можно обнаружить, что в детском и отроческом возрасте ребенок в своем развитии воспроизводит путь, пройденный человечеством, а возможно – и лично им в прошлых жизнях. Чем богаче событиями детство, чем разностороннее интересы ребенка, чем быстрее они меняются, тем более древней душой он обладает. Описанная ситуация осложняется тем, что далеко не весь приобретенный человеком опыт действительно является конструктивным, т.е. соответствующим Природным законам и способствующим выживанию. Наряду с полезным опытом человек может приобрести массу «псевдоопыта». Это связано с особенностью психики человека, которая регистрирует все подряд, не выделяя «полезные» причинно-наследственные связи. В глобально-эволюционном плане это не играет важной роли, т.к. большое количество однотипных ситуаций приведет, рано или поздно, к выделению полезного опыта из бесполезного, однако в жизни отдельного человека наличие подобного псевдоопыта может играть негативную роль.
Под СВЕРХСОЗНАНИЕМ (супер-эго, в терминологии психоанализа) мы будем понимать систему программ, запретов и установок, заложенных человеку в процессе воспитания, ограничивающих или направляющих его действия, поступки и желания в социально приемлемых рамках. С точки зрения эволюционной концепции источником появления таких программ является опыт или псевдоопыт людей, достигших более высоких эволюционных уровней, который они сформулировали в виде моральных установок и передали человечеству «сверху вниз». Программы, лежащие на сверхсознании, могут быть природными, т.е. дающими возможность дальнейшей духовной эволюции, и не природными, принадлежащими разным эгрегорам, цивилизациям, неприродным обществам. Природные программы не наносят ощутимого вреда, более того их обладатель может казаться более духовным человеком, однако следует понимать, что формы поведения, обусловленные этими программами, являются не личными наработками человека, а вставками сил, находящихся на более высоких эволюционных уровнях. Такие наработки не сохраняются за человеком при переходе от одной реинкарнации к другой или уходе от сил, от которых они были получены. Устранение или сознательное подтверждение описываемых программ (при котором они становятся уже личными наработками человека, частью его сознания) имеет смысл только при достижении человеком соответствующего эволюционного уровня. Неприродные программы, в отличие от природных, хотя и могут быть социально одобряемыми, пагубно влияют на состояния человека, главным образом посредством блокировок его естественных потребностей. Такие блокировки приводят к появлению внутреннего напряжения, обусловленного конфликтом подсознания и сверхсознания, которые выражаются в форме невроза. Заметим, что именно существование неприродных программ привело психоаналитиков к мысли, что существование цивилизации само по себе делает человека невротиком, поскольку ограничивает его желания. Автор настоящей книги придерживается концепции, полагающей, что на каждом эволюционном уровне существуют формы поведения, законы, являющиеся природными, т.е. допустимыми с точки зрения окружающих людей, но не подавляющими, а определяющими форму удовлетворения естественных желаний.
СОЗНАНИЕ человека или его внутреннее «Я» является, безусловно, наиболее интересной частью его психического мира. Прежде всего потому, что сознание является одной из позднейших психических образований, которое присуще только людям, да и то не всем. Именно наличие индивидуального сознания, «внутреннего стержня», является признаком человека, его эволюционным атрибутом. В чем же состоят функции сознания? Не затрагивая сложных философских вопросов, эти функции можно определить следующим образом:
1. Сознание является инструментом, осуществляющим процедуру свободного выбора из нескольких альтернатив. Такой выбор не может осуществляться подсознанием, ибо подсознание, как уже говорилось, состоит из инстинктов и всегда ведет человека к реализации наиболее сильного желания. Такой выбор не может быть осуществлен и сверхсознанием, ибо оно содержит четкие программы и формулировки, строго регламентирующие действия человека. Отметим, что важнейшая из функций Выбора, лежащих на «плечах» сознания – это выбор между подсознательными желаниями и сверхсознательным установками, уравновешивающими позиции «Хочу» и «Надо».
2. Сознание является инструментом активного познания мира, позволяющим выделить закономерности, абстрагироваться от процессов, создавать модели реальности. Обладая сознанием, человек в состоянии познавать мир, а следовательно – и эволюционировать намного быстрее, чем это можно сделать методом проб и ошибок.
3. Как следует из самого названия «Сознание» – («со-знание», совместное знание), именно сознание позволяет людям общаться, формулируя знания посредствам знаковых систем – языков.
4. Сознание является инструментом осознания. Более того, процесс осознания, по сути, является пропусканием через сознание тех или иных элементов психической жизни. Заметим, что, говоря об осознании, обычно смешивают два различных процесса – актуализацию, связанную с привлечением внимания сознания к объекту психики, и интерпретацию, т.е. обозначение каких-либо явлений словами, отнесение их к одному из известных типов явлений, «выдача имени».
Заметим, что сознание людей может находиться на различных эволюционных уровнях. То, что для одного является сознанием, для другого может быть уже давно пройденным этапом и находиться на подсознании, а для третьего – быть еще не достигнутым сверхсознательным уровнем. Это легко видеть в жизни: голова одного человека все время занята вопросом как добыть хлеб насущный, а для другого это уже не проблема, но он не знает, как обойти конкурентов, третьего интересуют более абстрактные законы, устройство мира и т. д. Сознание человека работает над теми законами, которые актуальны с точки зрения его эволюции.
ЛЕКЦИЯ 3
Структура человеческой психики. Потребности и мотивы. Иерархия потребностей
Как известно, действиями человека управляют его желания. Однако желания могут иметь различную природу. Они могут быть естественными, т.е. обусловленными природой самого человека и привнесенными, т.е. имеющими своим источником сверхсознательные установки. Отличие этих типов желаний легко проследить, т.к. при выполнении естественного желания человек испытывает естественное чувство удовлетворенности, при выполнении привнесенного – нет. Естественные желания можно разделить на первичные потребности и вторичные – определяющие форму удовлетворения потребностей. Например, голод, является первичным желанием, а желание пообедать – вторичным.
С энергетических позиций потребности человека можно рассматривать как некоторые первичные энергии, право обладания которыми наработано человеком на предшествующих эволюционных уровнях, которые используются человеком на совершение действий, удовлетворяющих эти потребности, и подталкивающие его к этому посредством желаний. Обладание человеком большим запасом подобной энергии, приводит к сильному желанию что-либо сделать, которое разряжается по мере совершения действий, приближающих человека к удовлетворению данной потребности, по мере разрядки напряжения человек испытывает чувство удовольствия и приятной усталости.
По энергетической локализации первичные потребности человека можно соотнести с его чакральной системой.
МУЛАДХАРА: Физиологические потребности, Потребность в защищенности;
СВАДХИСТХАНА: Потребность в сексе и удовольствиях;
МАНИПУРА: Потребность в сопричастности и доминировании среди себе подобных (во власти);
АНАХАТА: Потребность любить и быть любимым;
ВИШУДХА: Познавательная потребность;
АДЖНА: Потребность в самопознании и смысле существования.
Рассмотрим каждую из потребностей подробнее.
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ – в еде, сне, отдыхе, тепле.
2. ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИЩЕННОСТИ – заставляет человека стремиться к удовлетворению не только физиологических потребностей, но и к тому, чтобы иметь возможность удовлетворять эти потребности в дальнейшем. Данная потребность прослеживается уже на животном и растительном уровнях в стремлении делать запасы, инстинкте территории и жилища. Естественно, аналогичные инстинкты присущи и человеку.
3. ПОТРЕБНОСТЬ В СЕКСЕ И УДОВОЛЬСТВИЯХ – также относится к физиологическим и может выражаться как непосредственно так и через косвенные желания. Так, желание хорошо выглядеть, красиво одеваться, имеет подсознательной целью привлечение сексуального партнера, даже если сознательно человек этого не понимает.
4. ПОТРЕБНОСТЬ В СОПРИЧАСТНОСТИ – имеет эволюционной основой стадный характер человека, облегчающий выживание. Реализацией этой потребности является желание человека принадлежать к каким-либо группам, обществам, носить, по отличительным знакам, форму, символику и т.д.
5. Эволюционная основа ПОТРЕБНОСТИ В ДОМИНИРОВАНИИ сложнее. Реализацию данной потребности можно наблюдать уже в животном царстве: в любой стае существует иерархическая структура, причем каждое животное, по крайней мере, в молодости стремиться повысить свой статус в этой структуре. Наличие иерархии повышает выживаемость вида в целом, а также увеличивает вероятность выживания сильных особей (которые, как правило, находятся наверху) за счет слабых, что также соответствует целям эволюции. На животном уровне эта потребность реализуется с помощью клыков и когтей, человек может повысить свой статус, разбогатев, сделав карьеру, приобретя своими делами уважение окружающих.
6. ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ является, в основном, человеческой наработкой и может удовлетворяться как непосредственно, так и через альтруистические действия, желание завоевать симпатию окружающих и т.д.
7. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ в низших формах проявляется как любопытство, перерастающее, в дальнейшем, в активное стремление к познанию мира.
8. ПОТРЕБНОСТЬ В ОСМЫСЛЕННОСТИ является источником религиозного чувства.
9. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОПОЗНАНИИ актуальна лишь для небольшого количества людей и является предпосылкой осознанного духовного развития.
Приведенная здесь иерархия потребностей была разработана известным американским психологом гуманистического направления А. Маслоу, который разместил указанные потребности в виде пирамиды. Общие сформулированные им принципы гласили:
1. Человек стремится к самореализации путем удовлетворения всех имеющихся потребностей.
2. Чем «выше» потребность, тем в меньшей степени она определяет жизнь человека.
ЛЕКЦИЯ 4
Структура человеческой психики. Программы и сценарии
Прежде чем говорить о распрограммировании самого себя, познакомимся с наиболее распространенными типами программ и методами их постановки.
1. Программы запрета. Подобные программы блокируют какой-либо вариант действий или чувств, не предлагая ничего взамен. Закладка таких программ происходит обычно в детском возрасте, когда родители обоснованно или необоснованно запрещают что-либо своему ребенку: «Не ходи через дорогу», «Не лги», «Не груби старшим», «Не гладь собаку». Если такие требования повторяются достаточно часто и подкрепляются эмоциями или наказаниями, они вполне могут прочно засесть в психике ребенка. В дальнейшем подобные программы могут или закрепиться как абсолютный императив (т.е. будут безусловно выполняться даже взрослым) или смягчиться. Например, в последнем примере выросший ребенок сможет погладить собаку, но будет испытывать при этом чувства отвращения, вины или брезгливости. Вред таких программ очевиден, поскольку они отнимают у человека его главное и неотъемлемое право – свободу. Кроме того, запрещая какие-либо виды деятельности, они препятствуют накоплению соответствующего опыта, а следовательно, и гармоничному развитию.
Типичное чувство, порождаемое такими программами – чувство вины и недовольство собой, которое преследует человека до самой смерти. Причиной этого чувства является тот факт, что взрослый человек, как правило, не может не нарушать большинство установок, данных ему в детском возрасте.
Более мягким вариантом программ запрета являются программы, содержащие, по выражению Э. Берна «расколдовыватель», т.е. условие прекращения действия программы, например: «Не гуляй с мальчиками, пока тебе не исполнится 16 лет». Основной вред этого типа программ состоит в том, что они передаются из поколения в поколение, отравляя жизнь людей в детском возрасте.
Любопытным и крайне вредным вариантом запретительных программ являются «проклятья» – программы, запрещающие нормальный ход жизни человека: «Ты никогда ничего не достигнешь», «Ты никогда не научишься правильно писать (читать, говорить, плясать...)». такие формулировки, брошенные ребенку даже вскользь, могут серьезно искалечить его жизнь.
Для того чтобы понять существуют ли у Вас запретительные программы, проанализируйте, какие действия кажутся Вам наиболее отвратительными, чего бы Вы не смогли сделать, какие действия у других людей вызывают у Вас возмущение, а какие – зависть.
2. Программы, регламентирующие жизненную позицию (отношение к себе и миру). К этому типу программ относятся, например, утверждающие: «все мужчины – сволочи» («Все женщины стервы»), «Тебе никто ничего не должен», «Бойся людей», «Жизнь – это борьба», «Человек должен трудиться», и т.д. Характерной особенностью этих программ является наличие в них необоснованных и абсолютизирующих обобщений типа: «Все, все, никто», «Никогда» и т.д. Утверждения подобного типа вообще редко бывают истинны с точки зрения рациональной логики, а в большинстве случаев – просто абсурдны.
Разновидностью регламентирующих программ являются ярлыки – программы, дающие эмоциональную оценку того, что хорошо и что плохо. Ярлыки представляют собой, как правило, достаточно безобидные слова, имеющие эмоциональную (а следовательно, и энергетическую наполненность). Примерами ярлыков могут быть: «Умничанье», «Миндальничание», «Телячьи нежности» и т.д. Как легко заметить, каждое из подобных слов обозначает, в принципе, совершенно нормальную функцию – проявление интеллекта, деликатность, нежность, однако программа дает ей негативную эмоциональную окраску. Очевидно, человек, запрограммированный таким образом, будет избегать соответствующих проявлений или стыдиться их.
Более сложным вариантом регламентирующих программ являются программы, регламентирующие любимое чувство человека, т.е. то чувство, которым он наиболее часто реагирует не жизненные ситуации. Заметьте, что в одной и той же ситуации один человек скажет: «Я, естественно, обиделся», а другой – «Я, естественно, разозлился». Сложность работы с этим типом программ заключается в том, что их закладка осуществляется невербальным путем, и, в результате, они обусловлены природой подражания ребенка родителю.
3. Побудительные программы. Этот тип программ – противоположность программ первого типа, содержит более или менее жесткий приказ совершить какое-либо действие: «Будь хорошим мальчиком» или «Всегда будь хорошим мальчиком», «Работай, живи и учись для народа советской страны человек» и т.д. Эти программы формируют идеал человека, и таким образом влияют на его самооценку, которая становится высокой, если он следует программе, и низкой – если нет.
4. Кульминацией программирования как явления является так называемый жизненный сценарий, который представляет собой сложную совокупность программ, закладываемых ребенку и определяющих всю его дальнейшую жизнь. Жизненный сценарий можно считать физическим воплощением ДХАРМЫ человека.
Основными формами программирования являются:
1. Вербальное программирование – фраза произносится большое число раз и подкрепляется эмоциями. Чем сильнее эмоции, тем меньшее число раз нужно произнести и формулировку. Вспомните ситуацию, когда Вам что-либо сказали в гневе, ярости или предварительно напугав Вас. Следовали ли Вы полученной формулировке? Кстати, на этом принципе основан знаменитый метод кодирования от алкоголизма.
2. Программирование через подкрепление сродни дрессировке. Его суть состоит в том, что родители или воспитатели поощряют материально или эмоционально приемлемое с их точки зрения поведение и наказывают неприемлемое, создавая соответствующий рефлекс.
3. Подражание. Ребенок подражает действиям родителей, движимый чувствами привязанности и любви. Чем сильнее эти чувства, тем сильнее будет действовать родительский стереотип поведения.
4. Отождествление. Человеку свойственно отождествляться не только с тем, что он любит, но и с тем, чего он боится или ненавидит. Это является проявлением одного из защитных механизмов психики, которая пытается отождествиться с источником страха, избавиться от него. Например, у родителей, часто бьющих ребенка, он может вырасти агрессивным и склонным к насилию.
5. Отрицание. Зачастую действия человека определяются его подсознательным желанием вырваться из-под влияния навязываемых ему программ. Таким образом, складывается антипрограмма, которая, увы... по-сути, тоже является программой.
Таким образом, каждая сверхсознательная программа содержит, по меньшей мере, два компонента: информационный блок и энергетическую подпитку (сгусток эмоциональной энергетики).
ЛЕКЦИЯ 5
Структура человеческой психики. Защитные механизмы
1. СОПРОТИВЛЕНИЕ – данный защитный механизм проявляется в активном эмоциональном нежелании исследовать объекты своей психики или в бессознательном совершении действий, саботирующие подобные практики (опоздание, потеря книг, просыпание и т.д.). Ярким примером может служить неспособность человека услышать из уст психотерапевта или целителя информацию, актуальную для его личностного роста.
2. ВЫТЕСНЕНИЕ – проявляется в виде забывания травмирующих ситуаций, желаний, которые нельзя удовлетворить, информации, наносящей ущерб самооценке человека. Формой сопротивления может быть ОТРИЦАНИЕ – уход в фантазию, стойкое, противоречащее логике отрицание чего-либо как неправды.
3. ПРОЕКЦИЯ – сущность этого защитного механизма выражается поговоркой: «Видеть соринку в чужом глазу и не видеть бревно в своем», т.е. его действия состоят в том, что человек начинает бессознательно приписывать свои проблемы и черты характера, побуждения, другим людям. Так, например, человек, считающий себя честным, но имеющий в глубине души желание присвоить чужое, может быть искренне убежден, что все люди – потенциальные воры и мошенники.
4. ПЕРЕНОС. Этот механизм состоит в переносе эмоционального напряжения с ситуации ее вызвавшей, на другую ситуацию или объект, позволяющие отреагировать это напряжение. Например, человек, обиженный своим начальником, может разрядить агрессию на жене или ребенке, при этом искренне веря, что справедливо ругает жену или наказывает ребенка. Распространенной формой переноса является перенос чувств симпатии или антипатии, адресованных родителям, на инструктора или учителя. Обычно у слушателей Школы возникает привязанность к инструктору, которая на третьем курсе превращается в агрессию, неприятие или соревнования с ним. Следует помнить, что это явление носит психологический характер и связано с отреагированием некоторых детских комплексов. Как всегда, в подобных случаях лучшим способом справиться с проблемой является осознание ее психологических корней.
5. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ состоит в построении логичных объяснений и оправданий неприемлемых форм поведения, желаний или мыслей. Например, человек, обладающий отрицательными чертами характера, может вместо того, чтобы менять себя, объясняет существование таких черт своей принадлежностью к какому-либо знаку зодиака.
6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ представляет собой механизм снятия тревожности через отождествление с фактором, эту тревожность вызвавшим. Например, ребенок, боящийся агрессивного поведения родителей, может отождествиться с их формой поведения и тоже стать агрессивным.
7. ИНВЕРСИЯ – замена истинных, чувств, мыслей, желаний или действий, которые не могут быть реализованы, противоположными. Так, например, любовь может превратиться в ненависть, привязанность – в антипатию и т. д.
8. РЕГРЕССИЯ – возвращение к более примитивным, с эволюционных позиций, формам поведения. Регрессия может проявляться, например, в возвращении детских привычек у взрослого человека (кусание ногтей, сосание пальцев), проявление животной агрессивности у человека, прекращение следованию уже наработанным в этой жизни законам у идущего по пути.
9. УХОД – этот защитный механизм выражается у человека, выбрающего ту форму деятельности, которая не затрагивала бы его проблемных ситуаций. Так, например, человек не способный к нормальной семейной жизни, может по горло уйти в работу, чтобы иметь повод не появляться дома. Для некоторых учеников занятия йогой могут являться формой ухода от решения своих социальных проблем. И т. д.
10. КОМПЕНСАЦИЯ – представляет собой как бы другую сторону механизма ухода: имея проблемы в некоторых видах деятельности, гиперреализовываться в других видах деятельности. Так, например, мужчина, имеющий затруднения в общении с женщинами, может очень усиленно заниматься своей карьерой. При занятиях духовными практиками механизм компенсации может проявляться в желании выполнить те упражнения, которые легко получаются, а не те, которые действительно необходимы.
11. ОБРАЗОВАНИЕ СИМПТОМОВ – интереснейший защитный механизм, который как бы устанавливает связь между психикой человека и его телесным здоровьем. Действие этого механизма состоит в соматическом проявлении психологических проблем. Так, например, человек, не желающий что-либо делать, может совершенно реально заболеть для того, чтобы избежать нежелательных действий. Классическим примером этого механизма является случай с женщиной, которая не хотела, чтобы ее дочь уходила поздно из дома. Каждый раз, когда дочь пыталась это сделать, у матери случался сердечный приступ и дочь вынуждена была остаться дома, чтобы ухаживать за больной. У начинающих йогов этот механизм может проявляться, например, в появлении чувства острого голода или сонливости при попытке заняться медитацией или сделать утренний комплекс упражнений.
12. ОБРАЗОВАНИЕ ПАНЦИРЯ проявляется у людей, которые, будучи не способны принять свои эмоции, начинают «держать форму» спокойного, безэмоционального человека. Характерной особенностью таких людей является большое количество мышечных зажимов, скованность движений, неспособность проявлять какие-либо чувства. Данный защитный механизм часто используется начинающими учениками в качестве заменителя работы над собой. Долгое держание панциря приводит, обычно, к образованию симптомов, т.е., к болезням.
13. ИГРАНИЕ РОЛЕЙ. Также проявляется в тех же случаях, что и образование панциря, и состоит в том, что человек, вместо того чтобы искренне выражать свои чувства и эмоции, заменяет их игранием некоторого набора ролей. Действие данного защитного механизма ошибочно путают с артистизмом, однако природа последнего, как уровня отражения, совершенно иная.
14. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ. Этот защитный механизм близок к рационализации и представляет собой построение человеком сложной мировоззренческой системы, которая, помимо прочего, включает и объяснение причин существования его психологических проблем.
|