Кор. Почему семинары проводятся именно в Лисьей бухте?
Мы проводим в Лисьей бухте семинары уже десять лет. Почему это место? Возможно, потому что это место издавно тяготело ко всевозможным эзотерическим практикам. Есть сведения, что еще в начале 20-го века сюда приезжали последователи антропософского общества Штайнера, традиционно это место было натуристов и нудистов всего Советского Союза и место людей, которые практикуют эзотерические практики. Замечено, что это место живое, одухотворенное, кого-то оно принимает, а кого-то – нет. Бывали случаи, когда люди приезжали в Л.Б. и очень быстро из нее уезжали, потому что Л.Б. не терпит суеты, Л.Б. не терпит такого, как здесь называется, «матрасного отдыха», когда люди приезжают с целыми кухонными плитами, стопами матрасов, пытаются здесь сделать маленький уголок города. Это место относительно дикое, насколько вообще в наше время возможны дикие места. Для тех практик, которые мы практикуем, именно такая дикость может быть наиболее оптимальна.
Человек на протяжении своей эволюции жил на природе. Я думаю, что пребывание на природе является естественной потребностью для человека. Люди, которые вырастают в городах, как правило, более болезненные, чем люди, которые вырастают в деревне. Хотя у них лучше уровень медицинского обслуживания, лучше уровень жизни и т.д. Природа, как мы говорим, содержит в себе определенный запас эфирной энергии. И для того, чтобы этот запас эфирной энергии восстанавливать, имеет смысл быть на природе, причем желательно – максимально близко к ней. Конечно, хорошо отдыхать курорте, живя в гостинице, где полы выстелены линолеумом, а стены обшиты пластиком, но, по сути говоря, это не подпитывает эфирное тело, это просто отрыв от привычного ритма жизни. Поэтому мы стараемся проводить семинары именно на природе, где контакт с природой максимален. Конечно, не такой как у первобытного человека, – мы пользуемся газовыми горелками, у нас в лагере есть даже определенный запас электричества, но без этого контакта тело человека становится менее здоровым. Это тоже элемент заботы о себе. Йоги считают, что у человека есть как минимум 4 низших тела: физическое, которое мы видим и щупаем; эфирное, которое определяет степень жизненности, – если оно сильное, то человек, в целом, здоров (или быстро выздоравливает), а если оно слабенькое, то человек болезненный, слабый и т.д.; астральное тело, которое соответсвует эмоциональной сфере человека, – если оно сильное, то человек эмоционален, он легко вовлекает других в свои эмоции, он ярок, интересен и т.д.; и ментальное тело, которое определяет мысли, эмоции, состояния, сознание, идеи, творчество и т.д. Как элемент культуры и заботы о себе в йоге существует такое представление, что каждое тело нужно кормить и выгуливать. Когда мы питаемся или занимаемся физическими упражнениями, мы кормим и выгуливаем тело физическое, точно также нужно кормить и эфирное тело, а эфирное тело кормится природными энергетиками Если, допустим, человек питается только консервированными продуктами, пусть они даже вкусны и хорошо приготовлены, но в них нет жизни, то все равно его здоровье ухудшается, поэтому, фактически, бывая на природе, питаясь более натуральной пищей, мы стремимся насытить напитать тело эфирное. Астральное тело тоже нужно выгуливать. Есть такой эксперимент, когда человека кормили правильно сбалансированной едой, но каждый день – одной и той же, и человек заболевал. Человек имеет потребность во впечатлениях, эмоциях, ярких переживаниях и т.д. Законсервировать себя в какой-то эмоциональной скорлупе – это путь к разрушению астрального тела. Поэтому йога ни в коем случае не чужда развлечений, удовольствий и т.д. Это базовая потребность человека. Об астральном теле нужно заботиться и кормить его, как и любое другое тело. Поэтому у нас тут и дискотеки иногда проходят, и выгуливаемся в цивилизованный мир на те или иные веселые мероприятия. А ментальное тело кормится умными мыслями, хорошими книжками и умными людьми.
Кор.: Что такое йога?
В массовом сознании сложилось несколько искаженное понимание йоги, даже так – два варианта искаженных пониманий. Один вариант – некая мистическая йога, близкая к религии практика. Другой вариант: йога – это система акробатических упражнений, которые годятся, в основном, для выступлений в цирке. Если попробовать определить йогу в глобальном смысле, то йога – это культура. В Др. Греции была концепция «заботы о себе». Йога – это и есть форма заботы о себе. В отличии от греков, которые заботились, в основном, о своем физическом теле, йога предполагает заботу и о физическом теле и об эмоциональной сфере, о духовной сфере, заботу о социальном преуспевании. Фактически, йога – это и есть окультуривание всех этих сфер.
Направлений йоги, конечно, много… Можно сказать, что направлений в йоге ровно столько, сколько людей, которые серьезно практикуют йогу. Когда-то в древнем Китае было такое выражение: «нет школы, есть личная техника Мастера». В йоге, по сути говоря, самое главное – та техника, которую практикует сам человек. И если эта техника ему помогает, делает его более счастливым, удовлетворенным, довольным, одухотворенным, осмысленным, если ему от этого становится лучше, то это техника ему подходит. В этом смысле ориентироваться на какие-либо каноны достаточно сложно, потому что те каноны, которые подходили людям в древности, малоэффективны сейчас. Все-таки мы живем в других условиях, чем древние индусы и древние тибетцы, и в климатических условиях, и в экономических, и, самое главное, в социальных. Мы не можем сейчас медитировать в пещерах, предаваться жесткой аскезе. Даже если мы это и будем делать, то никакой пользы от этого не будет. Поэтому надо ориентироваться не на какие-то названия, а на то, насколько тебе самому становится от этого лучше.
Конечно, «кайфовость» не является единственным критерием. Любая практика требует определенного усилия, и «кайфовость» наступает после совершения этого усилия. И понятное дело, что просто пребывание в состоянии кайфа тоже не является целью йоги, как некоторые ошибочно полагают, потому что есть более простые способы достижения кайфа, хотя и не столь окультуривающие, а скорее, разрушающие человека. Поэтому главный критерий: йога – это культура, культура работы с собой. Люди разные, поэтому методы тоже нужны разные, техники должны быть разные, и то что походит для одного человека, может абсолютно не подходить для другого, поэтому не нужно стремиться ни к каким канонам и идеалам. Нужно делать так, чтобы окультурить свою собственную жизнь, изучить свое тело, изучить свою эмоциональную сферу, изучить свою духовную сферу и перестраивать ее в соответствии с теми потребностями, которые есть у данного человека.
Восприятие йогов как мрачных аскетов – это некая ошибка в массовом сознании. Мне кажется, что человек, который практикует йогу, должен выглядеть довольным и веселым. Сделать себя мрачным и кислым можно и более простыми средствами, для этого не нужно столько работать с собой, окультуривать себя, практиковать какие-то практики. Сделать себе плохо всегда проще, чем хорошо… Если посмотреть на ту же Индию, то существует огромное количество школ и направлений в йоге, которые строятся по принципу жизнелюбия… Один из классических трактатов, «Хеваджра-тантра», утверждает: «Страстью этот мир создан, страстью же он освобождается». Йог с постным лицом – это не совсем верно.
Кор. Расскажите о сиддхах.
Чудес на свете намного больше, чем кажется с первого взгляда. Зачастую люди, которых мы называем «простые люди», хотя конечно, человек не может быть простым, тоже много чего умеют. Когда мы говорим о том, что в йоге называется сиддха, т.е. сверхъестественная способность или способность, основанная на работе с энергией, зачастую люди, которые даже не практикуют йогу, обладают многими энергетическим сиддхами, хотя не осознают этого. Один человек говорит более убедительно, а другой менее. В чем разница? Они могут говорить одинаковым голосом, делать одинаковое выражение лица, но одному верят, а другому – нет. Один человек может пригвоздить взглядом другого к месту, а другой, сколько не тренирует взгляд – этого не может. Это энергетические возможности. Поэтому, конечно, йога работает с развитием энергетики человека и развитием энергетических возможностей. Те чудеса которые творят в рамках йоги – с хождением сквозь стены, летанием по воздуху, – наверное, это все-таки мифы, которые говорят о совсем другом, о тех переживаниях, которые йог может испытывать во внутреннем своем пространстве. Что касается развития энергетических возможностей, да это одна из важных составляющих йоги. У кого-то получается, у кого-то – нет.
Кор. Что такое, по вашему, духовное развитие?
Я думаю, что категорию духовного развития очень сложно охарактеризовать одним словом. Наверное, наиболее близкое слово к пониманию духовного развития – это культура. Продвижение от простых форм к более сложным. Назовем это окультуривание. Есть также определение Георгия Гурджиева, который говорил, что духовное развитие это «процесс наработки человеком качеств и умений, которых у него нет от природы, которых он может достичь только упорным трудом». Я практически согласен с этим определением. Другой вопрос, что есть качества и умения, которые более нужны человеку в этой жизни, и менее нужны. Фактически, процесс духовного развития – это ведь не есть какой-то канон, мы нарисовали себе некую дорогу и идем по ней. Каждый человек идет по своему собственному духовному пути и его собственная жизнь показывает ему этапы этого пути. Проблемы, которые встают перед человеком по жизни – это и есть ступени, на которые человеку и нужно взойти. Именно его ступени. Возможно, для другого человека эти проблемы абсолютно не актуальны и с духовным путем никак не связаны. Что для одного человека просто, для другого сложно, а третьему – вообще не нужно. Поэтому пути духовного развития у каждого человека, конечно же, свои, поэтому я и затрудняюсь обрисовать единое понимание, но если уже человек при помощи йоги может решить свои проблемы, стать счастливее, то можно сказать, что это и есть его путь духовного развития.
Кор. Почему на семинаре по йоге много предметов, вроде бы не связанных с йогой, например стрип-пластика и боевое искусство?
На семинаре много факультативных мероприятий, но все это – занятия йогой. Йога не сводится только лишь к выполнению упражнений. Забота о своем физическом теле – лишь малая составляющая йоги. Есть такая суфийская притча, что тело человека – это верблюд, на котором душа (кочевник) пересекает пустыню. Естественно, для того, чтобы хорошо ехать, о верблюде нужно заботиться, ухаживать и т.д. Но смысл путешествия по пустыне состоит не в верблюде. Но не заботиться о верблюде тоже нельзя, не хотелось бы, чтобы он раньше времени сдох. Точно также и с йогой. Мы практикуем физические упражнения, но йога включает в себя и психопрактики, медитативные упражнения, размышления на какие-то темы, обсуждение каких-то задач, просмотр учебных фильмов, где показаны те или иные жизненные ситуации, имеющие сложные причинно-следственные связи, и занятия танцами, потому что это раскрывает чувственную сферу, и занятия боевыми искусствами, потому что это способствует наработке силового, как мы говорим, манипурного аспекта и т.д.
Кор. Всем ли подходит йога?
Йога подходит всем. Но каждому подходит своя йога. Человек, практикуя йогу не берет какой-то стандартный набор методов, который пытается унифицированным образом быть применим ко всем. Каждый человек, занимаясь йогой, должен найти свою форму йоги, он должен найти свой собственный режим питания, который благоприятен именно для него, и, возможно, для другого человека благоприятен не будет, он должен найти свой собственный режим выполнения физических упражнений, и именно тех упражнений, которые благоприятны для него, он должен найти направление жизненного пути, которое бы соответствовало именно его сущности и т.д. Если ему удастся так сделать, то получится та йога, которая подходит именно для этого человека.
|