English Йога Комментарии Андрея Сафронова Аспекты йоги Клуб путешественников Фотогалерея Библиотека Контакты Форум Блоги

  ФОРУМ
Искать: 
В Нашем форуме обсуждаются различные темы связанные с йогой,а также здесь Вы можете получить информационную помощь от наших специалистов. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти интересующую Вас информацию.
Список разделов -> КИЕВ -> Интересные исследования о работоспособности мозга (от tivity)
Пользователь Сообщение
tivity

13 октября 2009 г.
12:57:01
О пользователе

Ученые: Сложные навыки необратимо совершенствуют структуру мозга

Обучение сложным навыкам, таким, например, как жонглирование или езда на велосипеде, приводит к увеличению количества серого вещества головного мозга и улучшает связь между отдельными нейронами при помощи белого вещества.Открытие, описанное в статье в журнале Nature Neuroscience, может привести к разработке методик лечения людей с повреждениями головного мозга.

Серое вещество головного мозга состоит главным образом из нервных клеток нейронов, тогда как белое вещество, аксоны, являются их отростками, основная их задача - связь между нейронами.

Несмотря на то, что ученым уже удавалось показывать, что обучение человека новым сложным навыкам приводит к изменению структуры и увеличению серого вещества в определенных участках головного мозга, Яну Шольцу из Оксфордского университета и его коллегам удалось впервые продемонстрировать, что эти изменения в мозге, на самом деле, носят более сложный характер, являются необратимыми, а увеличение серого вещества сопровождается независимым изменением структуры и увеличением белого вещества.

В своем эксперименте группа ученых с помощью метода диффузионной магнеторезонансной томографии сканировала головной мозг 24 добровольцев - как мужчин, так и женщин - каждый из которых в течение двух недель обучался жонглированию по инструкции. При этом, для сравнения, исследователи изучили мозг 24 человек, жонглированию не обучавшихся.

Изменения, вызванные обучением особым навыкам, носят более сложный характер и являются необратимыми

Через две недели тренировок выяснилось, что постоянные нагрузки на отделы мозга, отвечающие за координацию движений, в частности, на теменную долю, и связь нагрузок со обработкой зрительной информации, привели к увеличению количества соединений между нейронами (белого вещества) в этой области у всех участников эксперимента.

Более того, Шольцу, как и его предшественникам, удалось обнаружить и увеличение серого вещества в тех же отделах головного мозга, где происходили изменения в структуре белого, однако степень этих изменений в каждом конкретном случае была разной. Это, по мнению ученых, говорит о том, что процессы изменения белого и серого веществ в результате обучения новому навыку происходят независимо.

Шольц полагает, что изменения обоих типов нервной ткани необходимы для обучения навыку.

Шольц: Тренировки требуют много времени, однако как только у вас начинает получаться, разучиться уже невозможно

"Больше белого вещества, вероятно, означает, что вы сможете двигаться более быстро, однако для этого вам понадобятся дополнительные количества серого вещества, чтобы каждый раз фиксировать и корректировать положение собственных рук", - прокомментировал он свое исследование для New Scientist.

Повторное сканирование спустя четыре недели после окончания тренировок показало, что зафиксированные изменения белого вещества сохранились, а серое вещество даже немного увеличилось у всех добровольцев. Этот феномен, по мнению ученых, отражает тот факт, что обучившись какому-либо навыку, человек сохраняет способность к нему вне зависимости от тренировок.

"Это - как кататься на велосипеде, тренировки требуют много времени, однако как только у вас начинает получаться, разучиться уже невозможно", - добавил ученый.

Авторы публикации надеются, что их работа позволит разработать новые методики восстановления работы головного мозга у людей, головной мозг которых частично поврежден.

Исследование: Тетрис улучшает работу мозга

Ученые исследовали влияние игры в Тетрис на группу девочек-подростков и пришли к выводу, что эта деятельность позитивно влияет на работоспособность мозга.

Результаты своей работы американские и канадские ученые изложили в статье в журнале BMC Research Notes.

Ученые провели серию экспериментов с группой из 26 девочек в возрасте 12-15 лет.

В течение трех месяцев по полчаса в день 15 из них играли в Тетрис, а 11 других вошли в контрольную группу. До и после эксперимента все девушки прошли структурную и функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ). Структурная МРТ использовалась для оценки толщины коры мозга, а функциональная - для оценки его продуктивности.

Анализ полученных данных показал, что у девочек, игравших в Тетрис, выросла продуктивность мозга, а также увеличилась толщина коры в некоторых регионах мозга - в ряде так называемых полей Бродмана, участков коры, отличающихся структурными особенностями нейронных слоев.

Продуктивность работы мозга у игравших в Тетрис выросла в областях, связанных с рациональным мышлением и языком

В частности, толщина коры выросла в поле Бродмана 6 в левой передней доле, а также в полях 22 и 38 в левой височной доле. Поле 6, по мнению ученых, играет важную роль в организации сложных скоординированных движений, а поля 22 и 38 связаны со способностью мозга увязывать информацию, поступающую через разные каналы, - визуальную, слуховую, тактильную.

Функциональная томография показала, что продуктивность работы мозга выросла главным образом в правой и теменной долях, включающих поля Бродмана 32, 6, 8, 9, 46 и 40. Эти области связаны с рациональным мышлением и языком.

Исследователи надеются продолжить исследования и выяснить, как компьютерные игры влияют на другие качества мозга, такие как память, скорость переработки информации, пространственное воображение. Так, ранее ученые доказали, что шутеры улучшают зрение игроков, а компьютерные стратегии помогают сохранить здравомыслие людям после 60 лет.

Отметим, Тетрису июне исполнилось 25 лет. Создатель игры - Алексей Пажитнов, который в середине 90-х годов прошлого века был сотрудником Вычислительного центра Академии наук СССР (ВЦ АН СССР) и занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи.

   
  Ключевые слова: йога, медитация, эзотерика, карма, релаксация, хатха йога, мозг думать способности навыки обучение развитие игры
tivity

13 октября 2009 г.
13:15:41
О пользователе

Дополнительная информация:

 

Тетрис меняет мозг с неизвестными последствиями для интеллекта
8 сентября 2009, membrana (staff@membrana.ru)

Тетрис меняет мозг с неизвестными последствиями для интеллекта
Изменения в ходе опыта в толщине коры головного мозга в подопытной (слева) и контрольной (справа) группах. Стрелками отмечены особенно заметно увеличившиеся участки (жёлто-красный цвет). Это главный, но далеко не единственный результат необычного эксперимента (иллюстрация Richard J. Haier et al.).
Мало кто сомневается в способности видеоигр развивать мышление. Вопрос в том - на каком уровне это происходит и каких именно улучшений стоит ждать от тренировок за монитором. Единого мнения тут нет. Пока одни учёные удивляются быстрым переменам в строении мозга, зафиксированным у испытуемых в экспериментах, другие предостерегают коллег от поспешных выводов.

"Структура мозга гораздо более динамична, чем оценивали ранее", — заявил исследователь Ричард Хэйер (Richard Haier) из Калифорнийского университета в Ирвине (UC Irvine). Вместе со своими коллегами из канадского университета Макгилла (McGill University) и американской исследовательской организации Mind Research Network Хэйер провёл ряд опытов, показавших, что регулярная игра на компьютере может вызывать физиологические изменения в головном мозге человека.

Плюсы и минусы открытых перемен ещё предстоит оценить в полной мере: в какую сторону и что именно улучшается — большой вопрос.

"Тетрису" в нынешнем году исполнилось 25 лет. Число вариантов игры с трудом поддаётся подсчёту, но даже самый простой "классический" – до сих пор загадочно притягивает внимание миллионов (иллюстрация Electronic Arts).

"Тетрису" в нынешнем году исполнилось 25 лет. Число вариантов игры с трудом поддаётся подсчёту, но даже самый простой "классический" – до сих пор загадочно притягивает внимание миллионов (иллюстрация Electronic Arts).

Как и ряд нейрофизиологов до Хэйера, американский учёный использовал культовую игру "Тетрис". Кажется, что в силу относительной простоты этой игрушки она не может заметно сказаться на умственных способностях испытуемых. Каково же было удивление исследователей, когда они обнаружили, что всего три месяца игры (причём только по 1,5 часа в неделю) привели к увеличению толщины коры головного мозга у подопечных. Не всей, конечно, коры, а определённых участков.

В общем, если бы у древних гоминидов были видеоигры, они стали бы сапиенсами намного раньше. Или нет? Но по порядку.

В роли подопытных выступили девушки-подростки. Предпочтение слабого пола объясняется тем, что у мальчишек в среднем гораздо больший опыт в видеоиграх и продолжительная практика, а они могли повлиять на результат эксперимента.

15 девушек регулярно играли в "Тетрис", а 11 "контрольных", соответственно, — нет. При этом различного вида сканирование мозга (функциональная магнитно-резонансная томография в том числе) проводилось как перед началом эксперимента, так и по ходу опыта, и по окончании трёх месяцев, само собой.

Выяснилось, что некоторые участки коры у игроков после эксперимента увеличились по толщине и плотности (выросло серое вещество — нервные клетки и снабжающие их капилляры). Особенно отличились поля Бродмана 6 (в левой фронтальной доле мозга), 22 и 38 (в левой височной доле).

Профессор Хэйер уже знаком нашим читателям: несколько лет назад он установил, что <a href="http://www.membrana.ru/lenta/?4210">мужчины и женщины мыслят по-разному</a> буквально на физиологическом уровне (фото с сайта web.mac.com).

Профессор Хэйер уже знаком нашим читателям: несколько лет назад он установил, что мужчины и женщины мыслят по-разному буквально на физиологическом уровне (фото с сайта web.mac.com).

"Шестёрка", как считается, отвечает за планирование сложных движений, а "22/38" — за обобщение информации от органов чувств. Аналогичные участки у контрольной группы не показали никаких существенных перемен.

Можно было бы сделать простой вывод: в рост пошли те районы, которые наиболее интенсивно были задействованы в ходе игры. Но не всё так просто. Сканирование также показало, что тренировка в "Тетрис" вызвала изменения не только в количестве нейронов отдельных участков коры, но и в уровне активации разных её зон, происходящей во время игры.

Сравнив картинки у "игроков" в начале их трёхмесячной "сессии" и в конце, авторы работы увидели, что почти по всей коре имеются участки, нейронная активность которых существенно переменилась (у контрольной группы ничего такого не наблюдалось). Причём в одних зонах активность выросла, в других, что совсем уж любопытно, — упала.

И окончательно сбило с толку экспериментаторов то, что эти регионы с повышенной и пониженной активностью не совпали с участками, нарастившими свою толщину.

Учёные рассудили, что снижение активности некоторых участков может говорить о том, что мозг научился (применительно к "Тетрису") действовать оптимально и не включать ненужные районы коры. Но тезис о повышении эффективности обработки сигналов, прямолинейно следующей за наращиванием числа нейронов, разбивается об уже упомянутое несовпадение зон со снижением активности и участков, нарастивших массу серого вещества.

Карта роста толщины коры (красные участки), наложенная на карту перемен в работе нейронов. Повышение активности клеток показано зелёным, снижение – синим. Детали этого исследования можно найти в <a href="http://www.biomedcentral.com/1756-0500/2/174/abstract">статье</a> в BMC Research Notes (иллюстрации Richard J. Haier et al.).

Карта роста толщины коры (красные участки), наложенная на карту перемен в работе нейронов. Повышение активности клеток показано зелёным, снижение – синим. Детали этого исследования можно найти в статье в BMC Research Notes (иллюстрации Richard J. Haier et al.).

Может, мозг просто начинает работать чуть-чуть иначе, обучаясь задействовать новые коммуникации между несколькими зонами? Это всё только предположения. Досконально никто ещё не может сказать — какие поля какую роль играют в ходе выполнения задачи с падающими в стакан фигурками.

Ясно только, что игра способна повлиять как на распределение клеток в головном мозге, так и на их активацию. "Понимание работы мозга никогда не было простым, — говорит Хэйер. — Мы знаем, что "Тетрис" изменяет мозг. Но мы не знаем, хорошо ли это для вас". Иными словами, одни лишь перемены в нейронах ничего не говорят о сдвигах в работе памяти или в интеллекте.

И тут стоит сравнить достижение Ричарда с другими сходными исследованиями. К примеру, учёные выяснили, что игры-стрелялки повышают зоркость, улучшают способность мозга перерабатывать визуальную информацию и могут даже послужить способом коррекции зрения. Работа с компьютером вообще мобилизует возможности мозга. Показали же как-то исследователи, что веб-сёрфинг полезнее чтения книг.

Но перекидывать от этих частных случаев мостик к выводу "игры всегда улучшают мозги" рановато. Об этом говорят инициаторы нового предприятия — Brain Test Britain experiment, организованного BBC в рамках телевизионной программы Bang goes the theory.

В последние годы набирают популярность компьютерные игры, известные как "тренеры мозга" (brain trainers). Задачки на внимание или реакцию, не слишком сложные головоломки и математические ребусы, игры в слова, в общем – масса различных способов проверить расторопность работы машинки, скрытой под черепной коробкой.

<a href="http://www.lumosity.com/">Lumosity</a> — онлайн-тренер мозга, состоящий из множества разных игр. Это один из многих проектов такого рода. Популярность "улучшателей" растёт, хотя их реальная эффективность остаётся предметом научных дискуссий (иллюстрация с сайта lumosity.com).

Lumosity — онлайн-тренер мозга, состоящий из множества разных игр. Это один из многих проектов такого рода. Популярность "улучшателей" растёт, хотя их реальная эффективность остаётся предметом научных дискуссий (иллюстрация с сайта lumosity.com).

Считается, что занятия такими типами видеоигр развивают мозг не хуже, чем фитнес — мышцы. Даже появился целый класс программ, предназначенный для тренировки мозгов стариков (мы рассказывали об этом: 1, 2).

BBC намерена выяснить — насколько в действительности такие "тренинги" изменяют мозг. Известная медиакомпания запускает крупнейший эксперимент в данной области — в нём смогут принять участие все зарегистрированные пользователи старше 18 лет.

Им предложено в течение 6 недель, не реже трёх раз в неделю по 10 минут играть в разные "развивающие программы" в онлайне. Специалисты же будут собирать статистику результатов (за подготовкой опыта стоят, как нетрудно догадаться, не телевизионщики, а ряд специалистов по нейронаукам из исследовательских центров Британии).

Авторы "народного" эксперимента отмечают, что до сих пор фактически нет надёжного научного подтверждения эффективности brain trainers. То есть — понятно, что наловчившись играть в какую-то игру, вы будете справляться с ней всё лучше и лучше. Но означает ли это, что улучшилась работа (строение) мозга? Вовсе нет. Плюсом можно посчитать лишь тот случай, когда тренировка такого рода помогает улучшить результаты человека в других "приложениях".

Какой цветок выбивается из ряда соседей? Какой предмет самый тяжёлый? Человеку не составляет особого труда ответить на эти вопросы и выдать их в секунды. А вот выяснение, каким путём (вплоть до групп нейронов) мозг принимает решение и почему один человек отвечает быстрее, а другой медленнее – это уже настоящая головоломка. Для учёных (иллюстрации с сайта news.bbc.co.uk).

Какой цветок выбивается из ряда соседей? Какой предмет самый тяжёлый? Человеку не составляет особого труда ответить на эти вопросы и выдать их в секунды. А вот выяснение, каким путём (вплоть до групп нейронов) мозг принимает решение и почему один человек отвечает быстрее, а другой медленнее – это уже настоящая головоломка. Для учёных (иллюстрации с сайта news.bbc.co.uk).

Если вы поднаторели в судоку, это означает только то, что вы поднаторели в судоку. Если вы научились хорошо сбивать тарелки с пришельцами, значит, вы хорошо научились сбивать... И не более того.

А возвращаясь ко всё тому же "Тетрису"... Длительная игра в него, очевидно, повышает ваш средний результат в данной игре (число набранных очков), но об улучшении состояния (или эффективности работы) своего мозга вы сможете говорить, только если обнаружите, что после "Тетриса" вдруг стали лучше запоминать слова или быстрее решать математические задачки в уме.

Потому устроители Brain Test Britain предусмотрели важное условие: в начале эксперимента испытуемый проходит некий тест на сообразительность и быстроту мышления, который принципиально отличается от задачек, служащих тренировочными программами. После шести недель тренинга человек должен снова будет пройти проверочный тест.

Предполагается, что сравнение его результатов в начале и в конце поможет вычислить тот самый "чистый" результат для мозга. Если он окажется положительным — можно будет сделать вывод, что последствия тренировки мозга могут сказаться и на решении им других типов психологических задач.

Кроме того, британские эксперты предостерегают от однозначного толкования результатов магнитно-резонансного сканирования (как в предыдущем исследовании).

"То, что мы видим на этих сканах, это просто мера энергии, которую мозг использует при выполнении тестов. Это не является доказательством того, что мозг обучается или даже изменяется в любой форме", — полагает Джессика Грэн (Jessica Grahn) из исследовательского центра наук о мозге Кембриджского университета (Cognition and Brain Sciences Unit).

Разработчики проекта Brain Test Britain сделали всё возможное, чтобы он соответствовал критериям научной работы. Тут будут и контрольные группы, и команды "тренирующихся", разделённые ещё и по видам тренировочных программ, и так далее (иллюстрация с сайта bbc.co.uk).

Разработчики проекта Brain Test Britain сделали всё возможное, чтобы он соответствовал критериям научной работы. Тут будут и контрольные группы, и команды "тренирующихся", разделённые ещё и по видам тренировочных программ, и так далее (иллюстрация с сайта bbc.co.uk).

Британцы надеются, что число испытуемых составит несколько тысяч, так что на этом фоне легче будет уловить закономерности. А первые выводы Brain Test Britain должны появиться весной 2010 года, но проект на этом не свернёт деятельность. Добровольцам будет предложено продолжить игры на срок до года, а всю статистику отправят на анализ. Только в 2011 году будет подведён окончательный итог.

Тогда, быть может, станет чуточку яснее — означают ли перемены в мозге после "Тетриса" положительные сдвиги для мышления в целом или это просто проявление адаптации коры к достижению именно данной, и никакой другой, цели.
   
  Ключевые слова: йога, медитация, эзотерика, карма, релаксация, хатха йога, мозг думать способности навыки обучение развитие игры
1
ВХОД В СИСТЕМУ
логин:


пароль:


Регистрация

Восстановление пароля

ГДЕ ЗАНЯТЬСЯ ЙОГОЙ
УКРАИНА
ХАРЬКОВ
КИЕВ
ЧЕРНИГОВ
ПОЛТАВА, КРЕМЕНЧУГ
Славутич
ОДЕССА
КРЫМ: Симферополь
Борисполь
ЧЕРКАССЫ
ЛЬВІВ
МАРИУПОЛЬ
ДНЕПРОПЕТРОВСК
ЗАПОРОЖЬЕ
Бровары
IВАНО-ФРАНКIВСЬК
Евпатория
Дергачи
Краматорск
ЖИТОМИР
ВИННИЦА
СУМЫ
Чугуев
РОССИЯ
КАЛУГА
МОСКВА
БЕЛГОРОД
ТУЛА
РОСТОВ на ДОНУ
НИДЕРЛАНДЫ
Амстердам
ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ
ОАЭ
ДУБАЙ
КИТАЙ
ПЕКИН Beijing
ТАЙЛАНД
ПОЛЬША
ДОМИНИКАНА
СИНГАПУР
ГРУЗИЯ
Тбилиси
ЭСТОНИЯ
ИЗРАИЛЬ
Израиль
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
АСПЕКТЫ ЙОГИ
•КЛУБ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
•МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ и ЙОГАТЕРАПИЯ
•УКРАИНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАНЦЕВ
•ЧАКРАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ
•ETHNOTERICA: этнология, культурология, этнография
•ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ХАТХА ЙОГЕ
•ЙОГА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
•ПРАСУ-ЙОГА (йога для беременных)
•ТАНТРА И ЭЗОТЕРИКА ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
•ЭКСТРИМ ТРЕНИНГИ
•YOGA in ENGLISH
•ВРИДДХИ ЙОГА.ЙОГА ДЛЯ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ
•ДЖНАНА ЙОГА
•КАЙЯ ЙОГА
•МЕДИАЙОГА
•ЧАКРАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ
•МАССАЖ
•YogaScience