Отрывок из книги Андрея Сафронова «Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика»
"Ментальное тело содержит в себе следующее.
1. Мироощущение человека, которое выражает глубинное отношение человека к себе и миру, его индивидуальную матрицу, призму, через которую он смотрит на мир. Мироощущение включает в себя эмоциональный аспект и является мостиком между астральным и ментальным телом. Как правило, мироощущение не осознается человеком, хотя осознать его возможно (и в общем, не очень трудно). В большинстве случаев мироощущение можно выразить в виде некоторой метафоры, например, такой метафорой является описание четырех типов мироощущений (в оригинале «жизненных позиций» по Берну: “I’m OK – You’re OK, I’m not OK – You’re OK, I'm OK – You're not OK, I’m not OK – You’re not OK”.
Мироощущение, независимо от того, осознано оно или нет, пронизывает всю жизнь человека и в значительной степени ее предопределяет. Неблагоприятное, негармоничное мироощущение может существенно ухудшить качество жизни, повлиять на способность человека к реализации как в социальном, так и духовном плане, и даже отразиться на его здоровье. Поэтому задача актуализации мироощущения, а затем, при необходимости, его коррекции, весьма важна.
Структурной составляющей мироощущения являются эмоциональные наполнения понятий. Если взять некоторое жизненно значимое понятие, которое само по себе является ментальной структурой, и сосредоточиться на нем, то можно заметить, что многие из таких понятий несут эмоциональный элемент. Негативные эмоции по поводу некоторого понятия затрудняют контакт с соответствующим ему объектом на физическом уровне. Например, негативное наполнение категории «социум» делает человека менее социально адаптативным, а категории «деньги» - бедным.
2. Мировоззрение человека является более сложной конструкцией. Мировоззрение сложно выразить простой метафорой. Великие философы исписывали десятки томов для того, чтобы «развернуть» свое мировоззрение. Впрочем, для большинства людей их мировоззрение слабо осознаваемо, а иногда и не структурировано. Наибольшие проблемы возникают в том случае, если мировоззрение является внутренне противоречивым. В таком случае подобные противоречия рано или поздно проявятся на физическом уровне.
Основой всякого мировоззрения являются индивидуальные ценности человека – некоторые объекты, состояния или тезисы, которые носят для него безусловно важный характер. Ценности могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. В последнем случае может возникнуть проблема – человек, который начинает жить в ценностной сетке, отличной от его собственной и индуцированной извне (например, субкультурой, в которой он оказался), начинает разрушаться. Причем не в переносном, а в самом прямом смысле. Поэтому задача актуализации своих ценностей и мировоззрения является вовсе не забавной игрой, а жизненной необходимостью на пути духовного развития.
Из мировоззрения логически вытекают смыслы. Мировоззрение обязательно включает в себя смыслообразующий, ценностный элемент, иначе это не мировоззрение, а некоторое «знание о…». Смыслы, как ценности, не всегда осознаваемы человеком. Возможен (и распространен) вариант псевдомировоззрения, когда то, что человек считает своим мировоззрением, в действительности им не является, т.е. не определяет по-настоящему его жизнь, а является лишь системой рационализаций, направленных на объяснение личных проблем и нежеланий их решать. Проанализировав жизненный путь большинства великих мыслителей прошлого, можно заметить, что они стали «великими» именно потому, что не только смогли отрефлексировать и перестроить собственное мировоззрение, но и жить в полном соответствии с ним, воплотить его в реальность.
Важная задача джнана йоги – достижение конгруэнтности своих жизни и мировоззрения.
3. Способ мышления. Внутренняя логика, которая может существенно отличаться от общепринятой «аристотелевой» логики.
Наука последних десятилетий доказала возможность существования таких неаристотелевых логик, подобно тому, как могут существовать иные геометрии, отличные от привычной эвклидовой геометрии. Способ мышления, присущий конкретному человеку, может быть внутренне негармоничным и реализовываться в виде тех или иных психологических, а затем уже и физических проблем. Кстати, существуют исследования, которые доказывают, что психически больные люди обладают специфическими, присущими только им, типами логик.
Основой работы с ментальным телом является рефлексия мышления, то есть способность видеть внутренние противоречия в самом мышлении, а также умение отслеживать методологию мышления, стиль своего мышления и стиль мышления другого, корректировать мышление под конкретную задачу."
|