В Древней Индии считалось, что цели каждого человека должны содержать в себе четыре аспекта и лишь тогда его жизнь будет полноценна. Их сравнивали с ногами коровы, священного животного в Индии. Хромота хоть на одну ногу ограничивает возможность продвигаться по жизненному пути. Эти четыре опоры называются Кама, Артха, Дхарма и Мокша.
Предлагаю заглянуть в суть этих многим неизвестных слов и понять принципы, которые остались неизменны и в современном обществе.
Итак, начнем с самого известного:
1. Кама
Если предложить читателю набросать ассоциации на тему Индии, то думаю в первом десятке слов, после йоги, слонов, тюрбанов - однозначно будет Камастура. Вторая часть слова «сутра» – это разновидность литературного произведения. Первая часть - «кама» означает удовольствие. То есть древние индийские мудрецы считали, что для полноты и гармоничного течения жизни необходимо, чтобы в ней были вещи, цель которых проста - человеку должно быть хорошо. Притом «хорошо» у каждого своё - у кого-то лежать у моря с бокалом вина, у кого-то кататься на борде или вейке, а у кого-то заниматься сексом «просто так», не для размножения.
Кстати несмотря на то, что последний пункт кажется очевидным, в некоторых религиях ещё остался атавизм в виде ограничения на проявление сексуальности. Хотя давно известно, что лишь единичным видам животных знакомо переживание игры, ласки и занятия сексом для удовольствия. В целом секс ради секса - это отличительная черта человека.
2. Артха
Артха в переводе с санскрита означает «цель». Слово «реализация», пожалуй, понятнее для современного человека. А когда мы говорим о реализации, то в первую очередь подразумеваем истинные желания. Каждый человек индивидуален и его желания также разнообразны: одних тянет во власть, другие стремятся выразить себя в творчестве, третьи жаждут освоить и популяризировать новый вид спорта или создать фестиваль. Этот список можно продолжать долго. Но отличительная черта этой цели у всех одна - наполнить жизнь смыслом. Вы разворачиваете себя в мир и меняете его дополняя. И это само по себе мотивирует вставать по утрам и проявлять себя в той сфере деятельности, которая не оставляет вас равнодушным.
3. Дхарма
Понятие дхармы невероятно многозначно. В качестве цели жизни Дхарма означает полезность обществу. Давайте разберёмся с этим подробнее, так как по сравнению с описанными выше двумя Камой и Артхой – эта сфера чаще всего игнорируется в современном обществе.
Умеем ли мы быть полезными? Наверное нет ни одного человека, который бы не задавался вопросом: «В чем моё предназначение, какова моя миссия в жизни?». За такой формулировкой часто кроется эгоизм, желание быть избранным и пожинать плоды. При этом редко присутствует готовность вкладываться, тем более действовать в ущерб своим мимолётным прихотям. Мы привыкли брать и редко умеем давать. А если переформулировать вопрос следующим образом: «Чем я могу быть полезен миру?».
Мир не любит потребителей и иждивенцев. Заинтересованность общества в вас всегда будет прямо пропорциональна вашим усилиям, приложенным для его развития. Если вспомнить великих людей, благодаря которым человечество двигалось и двигается вперёд – то каждый из них невероятно много трудился, часто в ущерб сну, личной жизни или другим благам, которые согласно своего статуса мог бы иметь. Дхарма - это долг перед обществом, когда результат ваших деяний приносит плоды исключительно другим людям, а не вам – благотворительность, волонтерство, просветительство, гуманизм. Здесь главное начать.
4. Мокша
Мокша в переводе с санскрита означает “освобождение”. Во многих традициях Востока цель жизни так или иначе связана с освобождением – будь то Нирвана, Кайвалья или Мокша. Но от чего нужно освобождаться человеку, чтобы его жизнь приобрела полноту и гармонию? Упрощённо и примитивно - освобождение часто связывают с аскезой, отказом от социальной реализации, а иногда приравнивают к смерти. Ну кому нужна свобода ценой жизни? И что же подразумевали древние мудрецы, говоря о необходимости в жизни этой цели наряду с предыдущими тремя?
Освободиться необходимо от довлеющих стереотипов и предустановок, а так же своих привычных эмоциональных реакций на поступки людей – именно так считали древние индусы.
Согласитесь, чем больше у человека степеней свободы, тем ярче и полнее его жизнь. Мир очень многообразен и то и дело случаются ситуации, которые входят в разрез с вашими представлениями о правильном и неправильном. Возможно ли не раздражаться, не обижаться, не злиться и не ревновать? Ведь с тем, что эти эмоции деструктивны, согласится каждый.
«Контроль эмоций – лишь это йогой зовётся» - именно так отвечает на этот вопрос Катха-упанишада, один из самых древних текстов о Йоге. Может быть поэтому образ йогов в умах общественности такой невозмутимый. Но для достижения подобного состоянии необходимо специально выделять время для работы со своими эмоциями и поиска других форм реагирования.
Если вы чем-то никогда не занимались, то оно само собой не получится. Как говорил один древний мудрец, развиваться можно через страдание, а можно через осознание – выбор за вами.
Мокша – это Развитие. Притом не того, что вам приносит удовольствие – это Кама, не того, что вам надо для реализации задуманного – это Артха, а того, что диссонирует в вас на общем фоне ваших достоинств.
Понять, что нужно развивать самому, не так и просто. Ибо для этого необходимо абстрагироваться и научиться анализировать свою жизни как бы со стороны. Для начала этого процесса попробуйте ответить на несколько вопросов:
- какие проблемные ситуации повторяются у меня в жизни ?
- что можно сделать, чтобы это больше не происходило?
- какие навыки есть у человека, который имеет то, чего я не могу получить?
- что подсказывает моё окружение, от чего мои проблемы?
Подытоживая можно сделать следующий вывод, что времена меняются, а истинные знания остаются. Кама, Артха, Дхарма, Мокша – удовольствие, реализация, полезность обществу, развитие – пусть цели в этих сферах вашей жизни будут достигаться с завидной регулярностью.
|